Путь, Истина, Жизнь |
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
| |||||
Книга Урантии как школа чувствВ обительских мирах мы занимаемся в школах воспитания чувств параллельно с обучением в школах, развивающих мышление и практическую деятельность (551:1). Как можно способствовать развитию наших чувств в этой жизни? Кроме прикосновения к искусству, мы можем обратить особое внимание изучению аспекта чувств в Книге Урантии. Понятие чувства не является четко определенным; оно охватывает широкую область – от эмоций животного происхождения до высшего духовного опыта и всестороннего вовлечения личности. Для того чтобы предвосхитить моронтийные школы чувства, – хотя бы в малой степени, – мы упомянем некоторые из многочисленных отрывков в Книге Урантии, которые затрагивают тему эмоций и чувств. Этот краткий обзор предназначен, отчасти, в качестве напоминания и наставления; однако его главная задача – предложить темы для индивидуальной работы и обсуждения в учебных группах. Вот некоторые вопросы, которые можно иметь в виду в процессе чтения книги. 1. Описывает ли текст сверхчеловеческое чувство? Можем ли мы сами солидаризироваться с этим чувством? Важнейшее из присущих Богу чувств, которые мы способны испытать сами, – это любовь (21:2; 38:5; 50,4). Любовь динамически протекает через нас к другим (1289:3). Любя, мы учимся выражать внутреннее божественное побуждение (1898:5). У каждого из нас есть свои любимые места по этой теме; в них формулируется самое главное: Бог есть любовь, и мы можем получить эту любовь и любить так, как любит Бог 1573-1575). Обычно мы не связываем «негативные» эмоции с Божеством, однако существует множество заблуждений относительно «отрицательных» эмоций. Понятие «отрицательный» неоднозначно: одно может означать, что эмоция является реакцией на нечто порочное, или что сама эмоция порочна. Можем ли мы представить, что Бог лишен «негативных» эмоций первого типа? Вот повод для тематического исследования. Для того, чтобы выяснить отношение Бога к гордыне, лицемерию и беззаконию, обратите внимание на то, что нам сообщают в соответствующих местах (1676:5; 1653:3; 1766:4; 1890;1905-1908). Иов достиг духовных высот, на которых он мог искренне заявить: «Я отвратителен самому себе» (1663:1). Настройщики Сознания порой «мучаются» и «терзаются» (1193:1); мы должны позволять им «ободрять» нас (1223:5). Чтение Книги Урантии подобно посещению конференции, на которой к нам обращаются ораторы из многих различных мест, каждый в своем индивидуальном стиле. Обратите внимание на различную эмоциональность у разных авторов – например, у архангела Небадона, ответственного за документы о небесных мастеровых (504:0), и у Мелхесидека, автора документов100-103. 2. Человеческие эмоции и чувства: (a) представлены в тексте или (б) пробуждаются в нас текстом? Иногда евангелие формулируется в выражениях радости и свободы богосыновства (1509:2;1536-1537; 1727:1; 1931:2; 2065:7). Отчасти, спасительная вера есть вера в «плодотворность высшего человеческого желания исполнить Божью волю — стать подобным Богу» (1586:1). Апостолов наставляли проповедовать счастье (см. перечень «счастливы...»,1573-75; ср. 43:4). Душа определяется способностью ощущать божественные ценности (1219:5); мы опознаём божественную истину по ее «духовному аромату» (42:7). Возможно, тот или иной отрывок отражает или пробуждает «чувства, слишком глубокие для слов» (1091:8). Книга воспевает многие восхитительные эмоции. Во многих местах четвертой части выражается явное восхищение красотами природы; раннее образование Иисуса включало умение любоваться происходящими в природе переменами (1364:2). Делается акцент на ценности юмора 547-50). Апеллируют ли отдельные абзацы к чувству юмора? Нам откровенно рассказывают об основных причинах перемен в эмоциональности; усилия смертного и миссия Настройщика дополняют друг друга (1192). Обратите внимание на то, что в основе главных социальных институтов лежат голод, половая любовь, тщеславие и страх 764-766; 772). Как справляться с нежелательными эмоциями, губительными для сердца (1609:6) и отравляющими разум (1204:3)? Как противостоять гневу (1673:2) и величайшей опасности – гордыне (1223:1-2)? Одна из опасностей институциональной религии – появление «окаменевших воззрений» (1092:3). Как мы можем избежать этого? Сегодня некоторые просветители утверждают, что достаточно «раскрыть способности правого полушария» – и настанет всеобщая благодать. Отметим, что чувства не являлись прогрессивной силой религиозной эволюции (948:7-8; ср. 1104:5-6; 1777:2; 1705). Именно отношения – отнюдь не то же самое, что чувства – управляют всей личностью в ее соотношении с реальностью. (1227:7). Какие божественные отношения мы должны приобрести (291:3)? Как соотносятся с ними плоды духа (2054:3)? 3. Как насчет существующей в современной психологии тенденции исследовать глубины и искать подоплеку эмоций? «Религия... Учителя не предусматривает духовного самоанализа. Все религии до и после Иисуса, включая христианство, уделяют особое внимание добросовестному самоанализу. Иное дело — религия Иисуса Назарянина. Философия жизни Иисуса лишена религиозного самонаблюдения. Сын плотника никогда не учил формированию характера; он учил росту характера, заявляя, что царство небесное подобно горчичному зерну. Однако Иисус не говорил ничего, что запрещало бы самоанализ в качестве предупреждения высокомерного эгоизма» (1583:1). Это учение имеет отношение к религии, а не к психологии, однако нельзя не поражаться той крайности, в которую впадают некоторые виды психотерапии, поощряя самоанализ. Нам рассказывают, что Иисус «никогда не копался в душах своих товарищей» (1874:8). «Пополудни в среду, в ходе своего выступления, Иисус впервые рассказал своим последователям о белой лилии, которая высоко тянется своей белоснежной головкой к свету, хотя ее корни уходят в ил и перегной черной земли. «Так и смертный человек, — сказал он. — Хотя корни его происхождения и существования — в животной почве человеческой сущности, он способен, благодаря вере, подняться своей духовной сущностью к солнечному свету божественной истины и действительно принести благородные плоды духа» (1737:5). Существуют бессознательная и сознательная области разума (8). Бессознательная область включает как сверхсознание, так и подсознание. Подсознание не является подлинным источником духовного побуждения, несмотря на то, что многие виды якобы религиозной практики – от избытка традиционных молитв до мистицизма – причастны и тяготеют к бессознательному (1100:0; 1100:1). 4. Эмоциональная жизнь Иисуса Мы благодарны обилию материала по данной теме 1348-49; 1376:1; 1378; 1407:7; 1562:1;1874-75). Обратите внимание на то, что Иисус не стремился всегда держаться «бодрячком»; посмотрите на полноценный, естественный ритм его эмоциональной жизни (1688:2). Возможно, любовь и сострадание Учителя наиболее важны для нас, однако мы не должны забывать его праведное негодование (см. ссылки на «негативные» эмоции выше); сравните его потрясение при первом знакомстве с храмом, а также его терзания и печаль 1968-1970). На фоне смятения, его покой тем более прекрасен (1928:3; 1954:2). Иоанн Креститель был «пылким и усердным работником», в то время как Иисус являлся «спокойным и счастливым тружеником» (1509:1). Обратите внимание на построение заключительного документа, «Вера Иисуса», где тональность вступления, с его мощным потоком идеализма, контрастирует с заключением, исполненным возвышенной гармонии и богонаправленности. Почему авторы решили не завершать книгу на более ранней ноте максимальной эмоциональной насыщенности? 5. Какие чувства пробуждаются в нас, когда мы совместно изучаем книгу и общаемся друг с другом? Занятия «учебной группы» Иисуса были «продолжительными и серьезными», хотя они проходили в «приподнятом и радостном настроении» (1533:5). Чувство духовного братства, духовного общения, отличает религиозные встречи от сугубо светского собрания (1133:1). После посвящения Духа Истины, у последователей Иисуса какое-то время было «одно сердце и одна душа» (2065:5). Достижение такого духовного единства –непростая задача; тем не менее, мы можем быть едины друг с другом, а затем и другие прикоснутся к истине, которую только начинает постигать наш разум (1964:3).
Перевод по заказу сайта http://www.urantia.ru
Перейти к обсуждению на форуме эссе Джеффри Уоттлз | |||||
|