Путь, Истина, Жизнь
Главная        Форум        Книга Урантии        Публикации        Сделано © душой        Урантийские семинары
Главная страница Главная страница

Учиться эмпирически, а не только рационально


Джеффри Уоттлз, последняя редакция: август 2001

Изучение фактов, значений и ценностей Книги Урантии – задача непростая. В ней так много нового, так много того, в чем мы не можем пока еще убедиться. Философские разделы зачастую не вмещаются в сознание. Даже полный смысл евангелия недоступен нам; Иисус сказал апостолам: «Вы являетесь лишь конечными, смертными людьми, а то, чему учил вас я, — бесконечно, божественно и вечно» (1961:4). И тем не менее, несмотря на «невозможность исчерпывающей передачи концептуального языка божественности и вечности языковыми символами, выражающими конечные понятия смертного разума», Настройщик Сознания и Дух Истины «пытаются сообща помочь материальному человеку осмыслить реальность духовных ценностей и постигнуть философию вселенских значений» (17:2).

Как читать Книгу таким образом, чтобы помогать этим трем духовным силам, не превращая занятия в спиритический сеанс? Как читать Книгу таким образом, чтобы коммуникативное стремление авторов достигло нашего сознания? Что означает изучать Книгу Урантии? Как учат приобретать знания сами Документы?

Нам сообщают, что учеба является основным занятием восходящих созданий; например, в Иерусеме есть три основных вида деятельности – «труд, самосовершенствование и досуг. Иначе говоря, это служение, учеба и отдых» (526:4). Пропорциональность различных видов деятельности благотворна, что способствует гармоничной учебе – объединяющей теме в предлагаемых ниже размышлениях. Гармоничная жизнь и гармоничная учеба тесно взаимосвязаны. Каким образом можно избежать чрезмерного развития интеллектуальных факторов в процессе учебы (1121:3)?

Мы должны ясно видеть, что ни золотое правило, ни учение о непротивлении не могут быть правильно поняты в виде догм или предписаний. Их можно понять, только проживая их, постигая их значения в живом толковании Духа Истины, который управляет любвеобильным общением одного человека с другим (1950).

Истина зачастую ставит в тупик и даже вводит в заблуждение, если она расчленяется, изолируется и подвергается чрезмерному анализу. Живая истина правильно учит искателя истины только тогда, когда она рассматривается в целом, как живая духовная реальность, а не как факт материальной науки или источник вдохновения для занимающего промежуточное положение искусства (2075:5).

Тот факт, что анализ способен распылить предмет исследования, подчеркивает важность последовательного движения при постижении истины (1228:6).

Сбалансированность не означает беспринципный, равнозначный интерес по отношению ко всему, что может быть предложено нашему вниманию. Существуют приоритеты. Читая книгу от корки до корки (215), на что следует обратить первоочередное внимание? «Рассказ о возвышении человека из смертных сфер времени к божественным владениям вечности... должен быть объектом высших помыслов смертного человека» (449:2). Позднее, ближе к концу четвертой части, мы читаем: «Из всего человеческого знания величайшей ценностью является знание религиозной жизни Иисуса и того, как он ее прожил». (2090:4). В Книге Урантии первостепенное гармонично связано со второстепенным:

Недостаточно того, чтобы восходящий смертный знал нечто о связях Божества с возникновением и проявлением космической реальности. Ему следует также обладать некоторым пониманием взаимоотношений, существующих между ним самим и многочисленными уровнями экзистенциальной и эмпирической реальности, потенциальной и актуальной реальности. Земная ориентация человека, его понимание космоса и его духовная направленность совершенствуются за счет лучшего понимания вселенских реальностей и методов их взаимосвязи, интеграции и объединения (1162:1).

Другими словами, все, что есть в данной книге, вносит свой вклад в философию жизни.

Сбалансированность позволяет избежать абстрагирования, когда люди «фокусируют свое внимание на каком-то одном аспекте реальности и провозглашают этот изолированный аспект всей истиной» (42:6). Важность этого предупреждения демонстрируется тем фактом, что неправильное прочтение стало одной из причин эпохальной катастрофы:

У евреев было много представлений об ожидаемом спасителе, и в подтверждение своей точки зрения каждая из этих различных мессианских школ могла сослаться на соответствующие места в священных книгах иудеев... Если бы евреи взглянули на многие из своих якобы мессианских пророчеств в ином свете, то это вполне естественным образом подготовило бы их сознание к принятию Иисуса как завершителя одной эпохи и зачинателя нового, лучшего периода — периода милосердия и спасения для всех народов (1509:3-1510:0).

С тех пор однобокое прочтение порождало много проблем:

Именно в силу многогранности евангелия Иисуса исследователи письменных свидетельств о его учениях за несколько веков разделились на такое множество культов и сект. Это прискорбное дробление христианской церкви объясняется неумением увидеть в многоплановых учениях Иисуса божественную цельность его несравненной жизни. Однако когда-нибудь у истинно верующих в Иисуса не будет такого духовного расхождения во мнениях по сравнению с неверующими. Все мы можем иметь совершенно различное рациональное понимание и толкование, и даже различные уровни социализации, но отсутствие духовного братства является и непростительным, и достойным порицания (1866:3).

Этот результат помогает нам понять, почему Иисус учил первое поколение своих последователей раскрывать истину своей жизнью, вместо того чтобы формулировать ее в письменном виде (1768:3; ср. 1949:4; 2060:6; 1731:5; 380:7) или оставлять письменные свидетельства. Те, кто изучает Книгу Урантии и достиг сбалансированного восприятия многих аспектов конкретного вопроса, должны с пониманием относиться к односторонним позициям, сохраняя братское отношение к ближнему в том числе при столкновении с другими взглядами.

Есть и другая группа методик, позволяющая улучшить интерпретацию и оживить изучение текста. Обычно мы читаем одно предложение за другим, один абзац за другим, не анализируя строение текста; тем не менее, «мудрый философ всегда будет искать скрывающийся за всяким космическим феноменом и предшествующий ему творческий замысел» (42:6). Я верю: те, кто обращается к данному аспекту, увидят, что Книга Урантии представляет собой прекраснейшее творение во всей мировой литературе, причем не столько как пример «занимающего промежуточное положение искусства» (2075:5), сколько в качестве побочного продукта разумного общения, сумевшего выразить много из того, что выходит за пределы явного. Вот лишь некоторые соображения, которые уже оказались полезными, помогая раскрыть структуру, форму и замысел. Обратите внимание на важность последовательностей: четырехчастное строение Книги Урантии; то, как документы сгруппированы в данной части; выводы, вытекающие из порядка пунктов в списке. Составляли ли вы в школе конспекты? Тщательная работа над документом включает в себя следующее:

1. Сформулировать главную мысль каждого абзаца (желательно в одну строчку).

2. Исследовать, каким образом абзацы объединены в группы.

3. Как сочетаются разделы?

4. Почему документ начинается и заканчивается именно так?

5. Какие названия вы могли бы дать разделам и документам?

Естественно, существует несколько приемлемых способов получения общего представления. Кроме того, сравнивая чтение книги и посещение конференции, обратите внимание на социальный аспект документов. Как высказывания данного автора соотносятся с высказываниями других? Как происхождение автора проявляется в его взглядах? Порой детальное изучение этих вопросов почти не дает новых результатов, хотя многие из тех, кто изучает Книгу, уверены в том, что десять минут дополнительного размышления на подобные темы привели к прозрениями, оказавшим большую помощь товарищам по учебной группе. (Данная тема не исчерпывается этими идеями; мы живем в эпоху интенсивного изучения языка, текстов и приобретения знаний, что приводит к появлению таких дисциплин, как герменевтика и семиотика.)

Чтение откровения предполагает дополнительные затраты времени и самую глубокую восприимчивость, на которую мы только способны. «Уже для одного только приближения к познанию божественной личности необходимо посвятить этому весь талант человеческой личности; нерешительные, половинчатые действия будут тщетны» (30:4). Исчерпав человеческую способность интеллектуального восприятия, мы переходим к более спокойному и более духовному плану. Порой именно к такому плану апеллирует текст. На странице 39:5 нам предлагают остановиться и задуматься «о той святой истине, что Бог живет в вас» (Почему бы не выполнять это пожелание всякий раз, когда мы читаем эти слова?) (Ср. 40:1, «Когда вы задумываетесь над любвеобильной природой Бога...» На странице 89:5 нас призывают «размышлять о раскрытии этих божественных атрибутов в преданном служении вашего собственного Сына-Создателя». «Пусть возвышенное знание земной жизни Иисуса Назарянина проникнет в ваши сердца...» (228:5). Есть медитативный аспект чтения. Как можно сохранять здравомыслие и уравновешенность при таком чтении? Один из способов – делиться возникающими идеями, не рассуждая об их происхождении.

Те, кто изучает Книгу Урантии, должны быть пионерами учебы, пример которой показал Иисус: его академически глубокие познания не ограничивались ни Писаниями, ни чтением. Основным предметом его исследований были люди, всех возрастов и рас (1363:1; 1424:3). Уже ребенком он приобрел удивительно гармоничные познания о природе, ремеслах, языках, искусствах и науках (документы 123 и 124).

В синагогальной школе, в возрасте от семи до десяти лет, он «заучил наизусть, повторяя вслух, более сложные положения священного закона» (1362:3). Способность Иисуса в последующие годы опираться на отрывки из Писаний по конкретному вопросу предполагает тематическое изучение соответствующего предмета (см., например, урок о довольстве, 1674:5; ср. то, как Божественный Советник знакомит с различными особенностями природы Бога в Документе 2).

Ребенком он приобрел огромный запас знаний. Юношей он разобрал, классифицировал и сопоставил эту информацию. И теперь, став взрослым человеком этого мира, он приступает к организации данного интеллектуального достояния перед тем, как использовать его в своем последующем учении, водительстве и служении... (1405:6).

В течение двух решающих лет, четырнадцатого и пятнадцатого года своей жизни, Иисус последовательно решил множество проблем, связанных с его будущей миссией и ее соотношением с различными упованиями евреев. В дополнение к размышлениям о Писаниях, он также читал апокалиптические книги, причем «истину он принимал без колебаний, каким бы ни был ее источник» (1390:3). В Александрии Иисус и Ганид посещали лекции в университете и предприняли всестороннее исследование мировых религий. В течение двадцать седьмого года своей жизни он вновь получил возможность изучить много книг в дополнение к Писаниям. «В капернаумской синагоге он обнаружил много новых книг, хранившихся в библиотечных сундуках, и как минимум пять вечеров в неделю он проводил в интенсивных занятиях» (1420:6).

Посмотрите на различные учебные проекты, организованные Иисусом для других. Он занялся обучением девочек в своей семье, дабы все дети имели равные возможности получить образование (1396:2). Он организовал философский дискуссионный клуб (1400:1). Приступив к общественному служению, Иисус направлял занятия избранных им апостолов и своего брата Иакова.

Объяснив, что им следует каждый вечер посвящать три часа подготовке к своей будущей работе, Иисус добавил: «Все мы останемся здесь до тех пор, пока Отец не велит мне призвать вас. Каждый из вас должен теперь вернуться к своей привычной работе, как будто ничего не произошло. Никому не говорите обо мне и помните, что царство мое придет не через шум и волшебство, а через великую перемену, которую мой Отец произведет в ваших сердцах...» (1533:3).

Готовя своих последователей к общению с людьми, в среде которых они должны были работать на первых порах, он обсудил с учениками различные группы, с которыми им предстояло иметь дело, и обязал их посвящать два вечера в неделю изучению Писаний. (Чтобы понять контекст, прочтите раздел 7, начиная со с. 1533.) Какой вы представляете себе учебу вместе с Иисусом? Если бы Иисус был сегодня вместе с нами, только ли в изучении Книги Урантии вел бы он вперед?) Что касается изучения древнееврейских писаний, Иисус рекомендовал искать «вечно истинные и божественно прекрасные учения» (1769:3). Обратите внимание на то, что прежние ученики стали учителями в течение недели интенсивных занятий с новыми апостолами (1542:6). Позднее, в течение пяти месяцев существовала «новая школа пророков», где осуществлялась подготовка евангелистов; в этой школе происходило как «приобретение знаний, так и применение их на практике»; на этом уровне образования «практика» предполагала контакт с людьми (см. 1657, раздел 1). Конечно, такой уровень вовлечения в евангелическое движение подходит не каждому; и следует остерегаться соблазна подменить евангелие Книгой Урантии или начать подражать Учителю. Кроме того, нужно помнить, что Иисус велел апостолам начать с индивидуального труда, прежде чем приступать к публичным проповедям.

Иисус придерживался высоких стандартов чтения, восприятия на слух и запоминания. Некоторые из этих стандартов открывались только тем, кто обладал хорошим интеллектом. Объяснив своим апостолам представление о Боге в священных книгах иудеев, Иисус сказал: «Вы знали бы эти истины, если бы читали Писания» (1599:1) Он потребовал объяснения от Фомы: «Но почему ты отказываешься понять смысл повествования... и почему ты отказываешься истолковать смысл... повествования..?» (1660:6) Он напомнил Нафанаилу, что «...в Писаниях есть много такого, что просветило бы тебя, если бы ты вдумался в прочитанное». В другом случае он сказал Нафанаилу: «И разве вы не помните, как когда-то я говорил вам...» (1841:3) Он дал резкую отповедь в ответ на злонамеренные вопросы саддукеев: «Задавая этот вопрос, все вы заблуждаетесь, ибо вы не знаете ни Писаний, ни живой силы Божьей» (1900:2).

Высшее требование Иисуса относительно того, как следует слушать и читать, обращено к каждому человеку:

Думайте не только о народе — как он слышит истину; будьте внимательны и к себе — к тому, как слышите вы. Помните то, о чём я говорил вам много раз: тот, кому дано, получит еще больше; у того же, кому не дано, отнимется и то, что, как он считает, у него есть (1692:0).

Я вспоминаю свое участие в группе изучения Библии, которая занималась Евангелиями Нового Завета. Зачастую я мог внести в наши занятия особый вклад благодаря своему знакомству с Книгой Урантии. Но когда речь заходила о притчах, у меня не было никакого преимущества перед другими.

Цели учебы недостижимы в изоляции. Когда учебная группа или более крупный коллектив состоит из «согласованно действующих людей» (1477:1), их сила многократно возрастает. Каждый раз, когда мы изучаем один из документов, духовные силы раскрывают нечто каждому вовлеченному в процесс индивидууму, причем этот духовный дар получает не только тот, кому он непосредственно адресован, но и остальные. Иногда предназначенное для одного человека послание может достигнуть его только через другого человека. Когда в учебной группе хорошо идут дела, она напоминает «шведский стол» разума и духа. Хороший руководитель мало руководит, а размышление и беседа облегчают («упрощают») активацию того процесса, при помощи которого Настройщик Сознания и Дух Истины помогают нам «осмыслить реальность духовных ценностей и постигнуть философию вселенских значений» (17:2). И что самое главное, книга позволяет нам развивать отношения с теми, с кем мы общаемся или, возможно, будем общаться. К примеру, мы можем читать о серафимах не только для того, чтобы научиться лучше сотрудничать с другими, но и для того, чтобы познакомиться с их опытом, взаимоотношениями, их жизнью. Ядро нашей духовности – это взаимоотношения. «В практических вопросах повседневной жизни вы находитесь в распоряжении духовных личностей, берущих свое начало в Третьем Источнике и Центре; вы сотрудничаете с силами Совместного Вершителя. Следовательно, вы поклоняетесь Богу, возносите свои молитвы и общаетесь с Сыном и решаете частные вопросы вашего пребывания на земле совместно с разумными существами Бесконечного Духа, действующими в вашем мире и в вашей вселенной» (66:1). Очарование этой книги в том, что она раскрывает взаимоотношения. Ее факты и идеи приносят плоды во взаимоотношениях.

Примечание. Данная тема не исчерпывается этими идеями; мы живем в эпоху интенсивного изучения языка, текстов и приобретения знаний (что приводит к появлению таких дисциплин, герменевтика и семиотика.) Вы увидите, что такое исследование улучшит ваше понимание Книги Урантии, и все занятие должно быть посвящено этой теме. Те, кто изучает Книгу Урантии, должны быть первопроходцами учебы. Слово student происходит от латинского слова studere, что означает «страстно стремиться» или «жаждать».



Перевод по заказу сайта http://www.urantia.ru
© «URANTIA.Ru»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «URANTIA.Ru» обязательна.



Перейти к обсуждению на форуме эссе Джеффри Уоттлз
 


ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Главная страница