Путь, Истина, Жизнь
Главная        Форум        Книга Урантии        Публикации        Сделано © душой        Урантийские семинары
Главная страница Главная страница

Лидерство и взаимодействие: формы, принципы и сюжеты


Джеффри Уоттлз, последняя редакция: октябрь 2005

Как только вдохновляющие идеи Книги Урантии проникают нам в душу, желание служить ближнему разгорается с новой силой. Мы принимаем участие в проектах, стремясь внести свой вклад. Так почему же в результате мы порой приходим к конфликтам, несчастьям и провалам? Мы не усвоили уроки лидерства и взаимодействия, практики коллективного труда вместе с теми, кто думает и чувствует иначе. Мы можем создать культуру совместной деятельности – отчасти через совместное изучение Книги Урантии и других источников, а также через осознанное использование принципов лидерства и взаимодействия.

1. Метод учебной группы

До появления книги первые лидеры [урантийского движения – прим. пер.] получили три наказа: формировать тысячи учебных групп, готовить руководителей и учителей и выполнять переводы. Подготовка лидеров и учителей может начаться в учебной группе. В своей учебной группе (действуя достаточно скромно, чтобы не терять основной смысл каждого документа) мы начали работать над следующими задачами:

1. Расти в духе; учиться лучше выражать евангелие Иисуса мыслью, словом и делом, а также совершенствоваться в качестве духовных учителей.

2. Подготовиться к функциям руководителя учебной группы.

3. Выбрать проект, в рамках которого можно действовать, в принципе или на практике, в качестве учителя и/или лидера. Читать книгу под углом зрения данного проекта. «Ребенком он [Иисус] приобрел огромный запас знаний. Юношей он разобрал, классифицировал и сопоставил эту информацию. И теперь, став взрослым человеком этого мира, он приступает к организации данного интеллектуального достояния перед тем, как использовать его в своем последующем учении, водительстве и служении...» (1405).

Настоящая статья рассматривает аспект лидерства, изучавшийся в нашем проекте.

Быть может, это слишком претенциозно? Говорят, что лидерами рождаются, поэтому их невозможно воспитать. Это верно для выдающихся вождей, однако лидерство присутствует в каждодневной жизни, постоянно и неприметно, и изучать Книгу Урантии – отнюдь не претенциозное занятие, ибо это позволяет нам лучше выполнять свои ролевые функции в группах – как в качестве лидеров, так и членов группы. Конечно же, мы не надеемся на то, что учеба даст нам нового Моисея, однако мы можем научиться лучше распоряжаться тем, что входит в сферу нашей личной ответственности.

Но разве лидеры не появляются естественным образом? Зачем нам готовить их? Конечно, мы можем проигнорировать то, что говорится в Книге Урантии о лидерстве и взаимодействии, но это было бы нелепым, если не откровенно неблагодарным, особенно учитывая недвусмысленный характер указания, данного нашими невидимыми друзьями.

Нет ли опасности в наделении кого-то полномочиями лидера, который, преисполнившись гордыни, начнет навязывать себя другим группам? Мы никому не выдаем аттестатов, и изучение Книги Урантии помогает предупредить подобные заблуждения. Это также укрепляет членов группы, готовя их к появлению проблем и выработке стратегии ответных действий. Я принял решение опубликовать свою первую статью о лидерстве после разговора с другом, который обратил внимание на следующую проблему. Стремление к служению часто смешивается, более или менее неосознанно, с эгоистическим желанием обретения должности и власти. Вот два вопроса, которые помогут очистить стремление к служению. Во-первых, подумайте над следующими словами: «Богопознавшие создания охвачены только одним высочайшим стремлением, только одной всепоглощающей страстью: начав свой путь такими, какими они являются в своих сферах, стать подобными ему, Райскому совершенству его личности во всеобщей сфере праведного господства» (21:3). Что мы можем сделать для того, чтобы это стремление стало превыше всех остальных? Во-вторых, вспомните выражение: «Честолюбие опасно до тех пор, пока оно целиком не приспособлено к нуждам общества» (557:3). Что означает «целиком приспособить к нуждам общества»?

Один из членов нашей учебной группы, Эндрю Стори, рассказал о расширении своего опыта при подготовке к выполнению функций лидера группы. Чередование функций руководителя учебной группы позволяет разным людям получить опыт на очень простом уровне.

По мере того, как другие индивидуумы и группы будут браться за аналогичные исследования, появятся сетевые дискуссионные клубы и конференции, целиком или частично посвященные данной теме.

2. Первый урожай

Спустя всего несколько недель после того, как я обратил внимание своей учебной группы на те места из Книги Урантии, где затрагивается тема лидерства, произошел резкий скачок в моем понимании. Много лет тому назад, переживая из-за отсутствия интереса к этой важной теме, я опубликовал список принципов, отобранных в результате моего исследования лидерства. В процессе совместной работы в учебной группе я понял две вещи. Во-первых, Книга Урантии может предложить гораздо больше, чем просто средства для извлечения набора принципов. Она содержит примеры и истории, помогающие наполнить эти уроки жизнью. Во-вторых, эта тема зазвучала, как никогда прежде, в документах о Райских Божествах, что вывело меня далеко за рамки моего изначального перечня принципов.

Мне потребуется еще много времени для нового освещения этой жизненно важной темы. Тем не менее, прежде чем завершить изложение своего списка принципов, я хотел бы поделиться своими находками.

Всеобщий Отец как эталон лидерства. «Всеобщий Отец является Богом всего творения, Первым Источником и Центром всех вещей и существ. Думайте о Боге прежде всего как о создателе, затем — как о властителе и только потом — как о бесконечном вседержителе» (21:1). Это первый принцип, ключ ко всему остальному, что входит в тему лидерства. Любовь, одинаково посвященная всем, мотивирует его взаимоотношения с каждой индивидуальной личностью. Отец «отказывается подчинять, принуждать к покорности духовную волю своих материальных созданий» (22:5). Проявление Его могущества ограничено Его «бесконечной любовью, а также истиной, красотой и добродетелью; волей Бога, его милосердной опекой и отеческим отношением к личностям вселенной; и законом Бога, праведностью и справедливостью вечной Райской Троицы» (48:4-6). Отец чувствителен к ограничениям и страданиям других. Он «обладает вечным замыслом, который касается материальных, разумных и духовных явлений вселенной вселенных и претворяется им в жизнь во все времена» (54:1). Он начал с того, что создал модель (Хавону), ставшую эталоном для дальнейшего творения. Он доступен для каждого индивидуума, и его связь с нами превосходит любые возможные интересы, присущие нам как созданиям (65:5).

Лидерство – это приложение отеческой любви к требованиям взаимоотношений в парах и к требованиям социальных систем, объединяющих три или большее число личностей. Это основной принцип: лидерство заключается в служении, в готовности пройти вторую версту, ибо родитель сделает для ребенка больше, чем брат или сестра. Отеческая любовь превосходит любовь братскую.

В чем значение различия между взаимоотношениями в паре и социальной системой? «Отношения существуют между двумя объектами, но три или большее число объектов образуют систему, а такая система является намного большим, чем просто расширенным или комплексным отношением. Данное различие имеет принципиальное значение, ибо в космической системе индивидуальные члены связаны друг с другом только через отношение к целому и через индивидуальность целого... В агрегации части добавляются; в системе части располагаются. Системы значимы благодаря своей организации — позиционным ценностям. В хорошей системе у каждого составного элемента есть свое положение в космосе. В плохой — что-нибудь либо отсутствует, либо нарушено — выведено из строя» (1227:7, 1227:9).

Социальные Организаторы делают все соответствующее их компетенции и возможностям, для того чтобы объединить подходящих индивидуумов, способных формировать земные рабочие группы для эффективного сотрудничества в дружеской атмосфере; и порой такие группы воссоздаются в обительских мирах, где продолжают свое плодотворное служение. Но не всегда этим серафимам удается достигнуть своих целей; не всегда они способны объединить тех, кто образовал бы наиболее идеальную группу для достижения конкретной цели и выполнения конкретного поручения. В таких случаях им приходится использовать лучшее из того материала, который имеется в наличии.

Эти ангелы продолжают осуществлять свое служение в обительских и более высоких моронтийных мирах. Они занимаются всем, что относится к прогрессу в моронтийных мирах и что касается трех или большей группы существ. Считается, что двое существ действуют на супружеской, взаимодополняющей или партнерской основе, но когда трое или большее число существ объединяются для служения, возникает социальный аспект, находящийся в компетенции социальных организаторов (432:6-7).

Иисус дал ясно понять, сколь широко распространяются функции лидерства: «В моей вселенной и во вселенной вселенных моего Отца мы относимся к нашим сынам-братьям как к индивидуумам во всех их духовных связях, но в случае взаимоотношений в группах мы всегда обеспечиваем вполне определенное руководство. Наше царство — это мир порядка, а потому везде, где двое или большее число созданий сотрудничают друг с другом, они всегда наделяются полномочными руководителями» (1959:0).

Первыми эталонами совместного труда стали ответы Вечного Сына на предложения Всеобщего Отца и ответы Бесконечного Духа им двоим: «В бесконечном прошлом, совещаясь с Отцом, [Вечный Сын] одобрил план Отца и дал обет вечного сотрудничества, когда Отец, задумав миссию Настройщиков Сознания, предложил Сыну: «Сотворим смертного человека по нашему образу» (78:3). Программа посвящений – это «великая программа Вечного Сына и его равноправных Сынов по раскрытию сущности Отца» (85:6). Сравните поразительную, спонтанную готовность к сотрудничеству со стороны Бесконечного Духа: «...несмотря на свое равноправие с Первым и Вторым Лицами, Третье Лицо Божества добровольно, с трансцендентальной готовностью и воодушевляющей непосредственностью дает обет вечной верности Богу-Отцу и признает извечную зависимость от Бога-Сына» (90:6). «Бог Действия принимается за работу — и безжизненный небосвод оживает. В мгновение ока возникает миллиард совершенных сфер» (91:1). «После того как были сформулированы и провозглашены программы последовательных достижений и посвящений, Бесконечный Дух, независимо и самостоятельно, предложил грандиозную и всеобщую программу милосердной опеки и приступил к ее осуществлению» (85:7).

Образцом работы в группе является модель братства: «В любой деятельности во вселенной Сын и Дух демонстрируют совершенное товарищество и трудятся как два равноправных брата, проникнутые восхищением и любовью к уважаемому и божественно чтимому общему Отцу» (111:1). Это побуждение к служению отражено в совете Иисуса, данном хозяйке греческой гостиницы: «Оказывай гостеприимство как человек, принимающий детей Всевышнего. Возвысь свой тяжкий ежедневный труд до уровня большого искусства благодаря всё большему осознанию того, что ты обслуживаешь Бога в тех, в кого он вселяется посредством своего духа; этот дух нисходит для того, чтобы жить в сердцах людей и тем самым пытаться преобразовать их разум и привести их души к познанию Райского Отца всех даров божественного духа, посвященных людям» (1475:1).

Вечный Сын является эталоном лидерства. «Вечный Сын — это духовный центр и божественный руководитель духовного правления вселенной вселенных» (74:1). Через свой контур духовной гравитации он неизменно притягивает все духовные ценности к Раю и надежно удерживает их. Он подготавливает ответ на молитвы. (Поскольку Отец связан с индивидуумами, а не с группами как таковыми, в определенном смысле он не является эталоном лидерства в группах и социальных системах.)

Эталоном организации является Райская Троица. Правосудие вершится Троицей, и Иисус настаивал на этой модели: «Проявление милосердия всегда является действием индивидуума, однако определение справедливого наказания — функция социальных, правительственных или вселенских административных групп» (1469:1; ср.1762-63).

Семья Бесконечного Духа – эталон деятельности в группе. Эта семья мотивирована милосердной опекой, и она организована!

«Когда завершается второе тысячелетие пребывания серафимов в своем центральном мире, они организуются в группы по двенадцать (12 пар, 24 серафима), подчиненные предводителю. Двенадцать таких групп образуют возглавляемую лидером роту (144 пары, 288 серафимов); двенадцать рот образуют батальон (1.728 пар, или 3.456 серафимов), во главе которого стоит командир; двенадцать батальонов, возглавляемых руководителем, соответствуют серафической бригаде (20.736 пар, или 41.472 индивидуума), а двенадцать бригад, подчиненных командующему, образуют легион, насчитывающий 248.832 пары, или 497.664 индивидуума» (421:4).

Могущество этой организации можно представить, если задуматься над тем, что «интеллектуальное, социальное и духовное партнерство двух смертных не просто удваивает их потенциальные возможности личностных достижений и свершений во вселенной, а почти вчетверо повышает их» (495:0). Другими словами, три работающих вместе человека потенциально повышают эффективность в девять раз, четыре – в шестнадцать раз и т. д. Посмотрите на 10922 промежуточных созданий: их «решимость проявляется в девизе их категории: «Если объединенные промежуточные создания берутся за дело, они доводят его до конца» (866:2). «Давным-давно девизом этих паломников стали слова: «В союзе с Богом нет ничего — абсолютно ничего — невозможного» (291:3).

Несколько слов о «военных» метафорах. Ясно, что авторы не являются сторонниками кровавой бойни; однако, в локальной системе могло начаться восстание; кроме того, Иисусу пришлось иметь дело с «открытой войной». Возможно, главная идея – это мобилизация всех сил объединенных существ для решения проблемы сверхвселенных: «В эволюционном космосе энергия-вещество доминирует во всём, кроме личности, к господству в которой, через посредство разума, стремится дух» (140:10).

3. Семнадцать принципов лидерства и взаимодействия

1. Лидерство – это применение отеческой любви к требованиям парных отношений и социальных систем, включающих три или большее число личностей (432:6; 1227:9).

В этом основной принцип: суть лидерства в служении, причем служении «второй версты»: родитель готов сделать для ребенка больше, чем брат или сестра.

2. Условия для лидерства создаются на сверхчеловеческом уровне:

«В моей вселенной и во вселенной вселенных моего Отца мы относимся к нашим сынам-братьям как к индивидуумам во всех их духовных связях, но в случае взаимоотношений в группах мы всегда обеспечиваем вполне определенное руководство. Наше царство — это мир порядка, а потому везде, где двое или большее число созданий сотрудничают друг с другом, они всегда наделяются полномочными руководителями» (1959:0).

3. Благодаря лидерству, взаимодействие в группе протекает в духе «воодушевляющего и эффективного... коллективизма» (911:2).

Вот где есть, над чем подумать всем нам, как членам группы! Как часто наш вклад в коллективное усилие лишен энтузиазма и согласованности!

Лидеры не должны считать своих товарищей последователями – мы следуем только за Иисусом. Скорее, мы призваны участвовать в ответственном взаимодействии, принимая ответственность как нечто надлежащее. (Относительно идеала взаимодействия в браке, внимательно посмотрите на то, как Вселенский Материнский Дух поддерживает деятельность Сына-Создателя, 368#3).

4. Отношение к другим членам группы как к равноправным товарищам предупреждает вырождение лидерства в тиранию.

Всеобщий Отец не приказывает Вечному Сыну, а предлагает ему: «Сотворим смертного человекам по нашему подобию» (даже наказ Отца - «Будьте совершенны, как совершенен я» - является повелением-приглашением). Иисус дал ясно понять, что работа в группе является добровольной. Человеку, грубо обращавшемуся со своей женой, Иисус сказал: «...Мужчина не имеет законной власти над женщиной, если только женщина сама и без принуждения не дает ему такую власть... Небесный Отец относится к Духовной Матери вселенских детей как к равному существу» (1471:1).

Однако, истина о духовном равноправии не означает, что демократия может служить моделью для любой организации. Апостолов не приглашали проголосовать, следует ли поднят мечи против Рима; точно так же толпу не звали в советы царства. Лидерство Иисуса было несомненным: он определил евангелическую миссию, собрал, обучил и посвятил на служение своих посланников, а также организовал их совместную деятельность в форме серии проповеднических путешествий и других миссий. Но его контроль не был чрезмерным; например, он позволил апостолам самим организоваться, и они совещались друг с другом при планировании своих миссий.

5. Парные отношения особенно эффективны, если действует один или несколько факторов дополнительности.

Относительно взаимоотношений, нам сообщают, например, что «в сотрудничестве друг с другом мужчина и женщина, даже если не учитывать семью и потомство, во многих отношениях значительно превосходят как двух мужчин, так и двух женщин» (932:6). Сегодня определение мужского и женского начал как позитивного и негативного, активного и пассивного (938:9) задевает за живое. Как относиться к такому комментарию? Конечно, это не значит, что женщины неспособны выполнять функции основного социального лидерства – посмотрите на пример Элланоры. (607:2). Другими словами, есть многие другие факторы, кроме пола, которые влияют на проявление подобных склонностей.

6. Часто лидерство осуществляется наиболее успешно при разделении полномочий.

Сложный понятия лидерства имеет двоякий характер. Во-первых, в группе лидерство может распределяться в том смысле, что руководство бывает совместным. Многим организациям пошло бы на пользу, если бы во главе стояли мужчина и женщина, осуществляющие совместное руководство. Во-вторых, разделение полномочий может существовать и в пределах пары: в браке – даже в семье, где доминирует отец и где лидером обычно считается мужчина, – женщина «всегда была носителем нравственных идеалов и духовным лидером человечества» (938:8).

7. «Лидерство зависит от природных способностей, рассудительности, силы воли и решимости» (1739:2).

Выдающиеся лидеры – явление редкое, и, учитывая колоссальную важность лидерства, было бы глупо не ценить их, не помогать им развивать свои способности, когда такие лидеры появляются. Благоразумие включает умение выбрать подходящий момент, сдержанность в словах и действиях. Сила воли преодолевает внутренние препятствие для мобилизации всей личности в принятии решения и в действии; решимость берет верх, несмотря на неблагоприятное окружение. Природные способности Иисуса были заметны с детства (1368:2; 1369:4). Его благоразумие проявлялось в сдержанности, которая отличала его слова и поступки (1624:4; 1689:2; 1772:1; 1821:4; 1999:1); кроме того, «он никогда не... проявлял желания вести людей, управлять ими или следовать за ними» (1875:1). Сила воли Иисуса была проявлением его преданности исполнению воли Отца, и его решимость преодолеть все препятствия была абсолютной.

8. Лидеры могут черпать в Иисусе вдохновение (1874#7).

Иисус давал своим последователям учение, оказывал поддержку, вселял уверенность, делал наставления, предупреждения и порицания, предлагал водительство и исцеление от болезней, дарил божественную любовь. Он постоянно и подолгу молился за них. Он был терпеливым и внимательным. Он был другом. Спокойный и счастливый труженик, Иисус демонстрировал воспитательный характер лидерства своей удовлетворенностью, своим величественным спокойствием, своим неунывающем складом характера. Доверие Иисуса к Богу позволяло ему естественно и бескорыстно сотрудничать с другими людьми.

Хорошо знавший дружественность вселенной, Иисус возглавлял также борьбу со злом (1819:4). Он встречался с врагами лицом к лицу, и он предупреждал апостолов о том, что враг царства постарается сбить их с пути (1544:3). Иисус провел своих апостолов через просеивание царства – огромное сокращение числа сторонников после объявления открытой войны.

Иисус был всецело предан первостепенным ценностям, не забывая о второстепенных. Он основательно и глубоко продумал некоторые ключевые моменты своей жизни; тем не менее, в его служении «было так мало от профессиональных методов, четких планов или заранее определенных действий» (1875:4). Некоторые вещи Иисус выполнял по установленной форме (1418:5; 1569#2; 1941#5), но в целом он относился к своим товарищам без формальностей. Он уравновешивал уважение к традиции критикой и периодическим сопротивлением (1404:5; 1767#4; 1888#1) – например, своим отношением к женщине (см. 1678#1). Он уравновешивал правосудие милосердием (1462:1; 1468#1). Он уравновешивал прямую конфронтацию мудрой стратегией и тактикой (1605#3; 1617:2; 1880#3; 1899#2), а также своевременностью (1495:5; 1627:6; 1818; 1850:2). Он учил очевидным истинам, и тем не менее умело варьировал значения, придаваемые ключевым понятиям (1863:5). Гармоничная, исполненная праведности жизнь Иисуса была столь привлекательной, что люди сами шли за ним (1726.) Иисус не тратил силы попусту на изнурительную приверженность идее; он отводил время на отдых, восстановление сил и развлечения и следил за тем, чтобы апостолы поступали так же (1610#3).

9. Лидеры должны правильно понимать своей миссию и ее значение.

Один из наиболее трудных вопросов для тех, кто изучает Книгу Урантии – понимание практического смысла, заключенного в разделении и объединении проектов различного типа, включая, в первую очередь, духовные проекты с одной стороны и социальные, экономические и политические проекты с другой – различие, значение которого постоянно подчеркивается (Документ 99; 1579#8; 2069:3; 2082:9). В частности, существует тенденция путать религиозный проект по возвещению евангелия всему миру с комбинированным религиозно-культурным проектом по ознакомлению восприимчивых индивидуумов с Книгой Урантии. Хотя многие конкретные группы остро нуждаются в избранных учениях, изложенных в Документах, восприимчивость к самой книге остается ограниченной. Выводы понятны. Организация, основной задачей которой является возвещение евангелия, не может – в качестве своего основного дела – заниматься пропагандой Книги Урантии; либо одно, либо другое должно быть главным.

Есть и другие подобные различия, которые могут объяснить, к примеру, отличие миссии индивидуума или группы от различных проектов, связанных со служением и выполнением административных функций (224:2), и от исключительно духовного сосредоточения, которое требуется от апостолов и лидеров, ведущих по пути духовного возрождения (1583:4; 1931:2; 2082:9). Например, основной темой различных заданий, которые поручаются группам главных серафимов планетарного надзора, может быть сотрудничество между смертными. 1254-58).

10. Лидерам нужна подготовка и опыт.

Важность тщательной подготовки тех, кому предстоит выполнять ответственные функции во вселенной, подчеркивается на каждом уровне – от подготовки Сына-Создателя в Раю до школы евангелистов. Иисус долго готовился (1388:5): он заранее проработал главные аспекты соей миссии 1390-91); он тщательно изучил широкий круг тем; он ждал до тех пор, пока не созрел для своей миссии (1436:4; 1484:4); он сформулировал великие решения об использовании своей власти, когда настало время приступать к общественному служению

11. Несмотря на то, что человеческие лидеры в лучшем случае являются руководителями среднего звена, им должна быть свойственна относительная независимость.

Иисус не зависел от человеческих мнений (1594:6) и не допускал, чтобы им управляли советы людей (1412:8). Не следует также связывать евангелие напрямую с прежними традициями (1670:4). Лидеры – включая учителей (806:4) – не могут вовлекаться в то, что они надеются возвысить (1087:4).

12. Лидеры должны добиваться единства в своей собственной группе и в отношениях с членами других религиозных групп.

Иисус согласовал расхождения в понимании царства различными апостолами (1658:1); он неоднократно учил их духовному единству (1591#5; 1972:6; 1963#1). Он поощрял единство с апостолами Иоанна (1624#6) и сохранял, насколько возможно, положительное отношении к религии того времени. Он сформулировал то, что необходимо сегодня: «Остается только надеяться на то, что страстные и чистые сердца этих будущих пророков будут посвящены не столько укреплению межрелигиозных барьеров, сколько расширению религиозного братства верующих в духе, — многочисленных приверженцев различных интеллектуальных богословских теорий», существующих на нашей планете (1010:4).

13. Лидеры принимают компромиссные решения.

Иисус приходил к компромиссам (1532:1; 1748:2; 1749:5), подобно Моисею 1055-59) и в противоположность Эхнатону, который пытался добиться слишком многого за слишком короткое время (1047#5).

14. Хорошие лидеры иногда прибегают к силе.

Иисус отличался дисциплинированностью и мудростью (1401:3-4; 1417:3). И тем не менее, очищение храма Сыном, чьим основным качеством было милосердие, «показывает, что Иисус неодобрительно смотрел на отказ от использования силы для защиты большинства членов любой человеческой группы от нечестных и порабощающих методов несправедливого меньшинства, способного прочно засесть за бастионами политической, финансовой или церковной власти» (1891:1).

Сила отличается от насилия своим этическим характером (1520#8). Обратите внимание на то, что при очищении храма не было допущено воровства, уничтожения собственности, никто не подвергся нападению. Современные представления о духовной кротости Учителя мешают видеть его твердость. «Говорите моим детям, что я не только мягок к их чувствам и терпелив к их слабостям, но что я также беспощаден к греху и нетерпим к пороку. Я действительно кроток и скромен в присутствии моего Отца, но я столь же беспощадно неумолим к преднамеренным злодеяниям и греховным восстаниям против воли моего небесного Отца» (1766:5). В содержательном разделе «Часть и целое мы узнаём, что для созданий с ограниченными взглядами даже деяния Бога «должны зачастую казаться диктаторскими и произвольными» (137:5; ср. 48:1-2). Изучающим Часть III неоднократно и по-разному напоминают об эволюционной важности решительного использования сосредоточенной власти. «Невежественным индивидуалистам», нам пришлось учиться подчинению (786:12). Не следует также питать идеалистических надежд: члены нашей собственной цивилизации не столь прогрессивны, чтобы для достижения любой цели было достаточно мягкого уговора (804#4).

15. Если заблуждающихся лидеров невозможно исправить, их следует заменить.

Лидерство функционирует неотвратимо – осознанно или неосознанно, мудро или нет (911; 1937:4; 2051:5). Частью проблемы является то, что смертные призваны реагировать на водительство сверхчеловеческих планетарных руководителей и правителей (1008:7), и в отсутствие непосредственных сверхчеловеческих руководителей, осуществляющих практическое руководство, мы склонны безответственно следовать за человеческими лидерами. Кроме того, в нынешний век, когда люди ищут посредников между собой и миром духа, религиозное лидерство сопряжено с проблемами (986:2). Когда лидеры не справляются со своими обязанностями, центр групповой ответственности смещается от (первоочередного) сотрудничества с ними к указанию на недостатки и, при необходимости – как это сделал Ван – к их замене (756#3; cf. 858#3).

16. В условиях отсутствия лидера, его функции может взять на себя подготовленный индивидуум или группа.

Многие из выдающихся лидеров Урантии прежних эпох – таких как Онагар, – взяв на себя функции руководителя, принесли мир и привели свой народ к вероисповеданию (715#6); сочетание этих функций было присуще также другим ранним сангикским вождям (722#6; ср. 1018:7).

17. Лидеры должны изучать принципы организации.

Очень многое из того, что Книга Урантии может предложить на тему лидерства и взаимодействия, содержится в описаниях различных вселенских организаций – предмет, незаслуженно забытый сегодня. Не все уроки содержатся в четвертой части. Быть может, найдется учебная группа, которая захочет пройти по всей книге, чтобы, среди прочего, обратить особое внимание на эту тему и документировать результаты своей работы? Когда тучи религиозных страстей угрожают заслонить мудрость организации, диктатуру закона и ответственность власти, когда зрелые гражданские обязанности поглощаются фанатичными представлениями о сыновстве (1929#1), или же когда зло бюрократии скрывают за собой семейственность вселенских отношений, – изучающим Книгу стоит вспомнить и заново оценить методы и ценности, присущие вдумчивому руководству на всех уровнях. Хорошая организация обеспечивает основу, на которой только и может процветать свобода (783:2; 1487:6).

Одна из основных функций организации – облегчить эффективное разделение труда. Правление Отца не является эгоцентричным; он делегирует как можно больше полномочий другим. Организация сложна (567:9); но в конечном счете, несмотря на обилие военной терминологии (даже при описании организации попечительских дочерей Бесконечного Духа, 421#6) и четко определенных уровней подчинения, организация не похожа на статичную схему, столь популярную в учебниках по менеджменту. Организация вселенной гибка; она напоминает живой организм и пронизана духом семейственности. (137#7; 647:5; 1276#7; 1401:4; 2080:7). Главный урок о функциях лидерства – это урок о семье, где родитель обеспечивает фактическую сторону существования, безопасность и удовольствия, образование и подготовку, дисциплину и сдержанность, товарищество и преданность, любовь и милосердие, равно как и заботу о будущем (1603#7).



Перевод по заказу сайта http://www.urantia.ru
© «URANTIA.Ru»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «URANTIA.Ru» обязательна.



Перейти к обсуждению на форуме эссе Джеффри Уоттлз
 


ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Главная страница