Путь, Истина, Жизнь
Главная        Форум        Книга Урантии        Публикации        Сделано © душой        Урантийские семинары
Главная страница Главная страница

Обучение и восприимчивость


Джеффри Уоттлз, исправлено в октябре 2005г.

Обучение истине словом и делом – огромная привилегия, ибо мы являемся членами семьи нашего Отца. Благодарные, мы молимся о водительстве, о тех, с кем мы общаемся, о наших товарищах-учителях, а также о дальнейшем расширении Божьей семьи. Следующие идеи основаны, в первую очередь, на возвещении евангелия, но у них есть и более широкое применение. В основном они берут свое начало в раскрываемых нам типах обучения. Ссылки на страницы, комментарии, вопросы и упражнения помогают читателю расширить свое понимание за счет изучения информации о Вечном Сыне, Бесконечном Духе и других вселенских существ, включая Иисуса Назарянина (86:1; 94#4; 98:2; 224:2; 362:1; 385:4; 386:0; 386:1; 430:3; 576:0). Конечно, изучение этих типов поднимает вопрос о том, какие из них могут иметь отношение к делу, когда их следует копировать, а когда – адаптировать.

I. Чему учить

1. Оставайтесь в рамках своего проекта, контекста обучения – например, если вы рассматриваете идею евангелия, сократите до минимума замечания на социальные, экономические и политические темы 1579-83). Есть темы, которые стоит избегать: зримая церковь и второе пришествие Иисуса, а также запутанная полемика на тему генетики, общества, экономики, политики и эпохального откровения (1866:2). Ссылайтесь на Бога и Иисуса, а не на себя. Мы разделяем духовный опыт не для проповедей, а для взаимного удовлетворения и наставления верующих (30:5; cр. 91:5; 1423; 1257:5).

2. Старайтесь избегать чрезмерной интеллектуальности (1091:8; 1078:4; 1079:2). Чтобы быть свободным от догматизма, обучение должно исходить от души, а не от интеллекта (1012:4-5). Евангелие – это не космологический, философский или теологический трактат. Не допускайте, чтобы обучение строилось на священных книгах (1079:4 – используйте иронию, цитируя священные книги для подкрепления данной мысли).

II. Люди, которых вы стремитесь учить.

3. Стройте обучение с учетом восприимчивости обучаемых. Выбирайте нужный уровень (1016:8). Не пытайтесь научить слишком многому (750:1-2; 1016:8; 1535:6). Обучайте продвинутым вещам только тех, кто, на ваш взгляд, готов к этому. Сначала убедитесь, что человек вошел в храм, и только после этого начинайте описывать ему красоты этого храма – более сложные учения (1592:4,6). Это означает, что на ранних стадиях служения было бы нецелесообразно использовать Книгу Урантии.

Восприимчивость человека к Книге может определяться по тому, как он воспринимает истины евангелия. Требуется терпение, чтобы противостоять соблазну срезать углы (840:2; 846:4; 1011:17; 1047#5). Иногда Иисус беседовал с человеком в двадцати различных случаях, постепенно готовя его к принятию истины, с которой ему предстояло познакомиться много лет спустя (1472:1). Помните об опасностях чрезмерного рвения, при котором пропадает ритм беседы и утрачивается способность пробуждать в собеседнике аппетит; такое общение раздражает, ибо вместо истины раскрывает одни только эмоции.

4. Хорошо познакомьтесь с людьми разного типа. Иисус близко познакомился «со всеми расами и классами людей» и стремился «познакомиться с их отношением к жизни во плоти» (1460:5). Он посвящал время «близким личным знакомствам» и «сокровенному общению» с людьми (1427:5); он сказал: «Когда ты находишь небесного Отца, ты открываешь, что все люди — братья, а разве удивительно, что человек испытывает радость, встречая нового брата? Познакомиться с собственными братьями и сестрами, познать их проблемы и научиться любить их — вот высший опыт жизни» (1431:1).

5. Ищите особо нуждающихся. Божественная любовь вернее проникает туда, где в ней больше нуждаются. Иисус просил своих последователей помогать павшим духом, кающимся и страждущим. Когда апостолы «начали уделять больше внимания велению Иисуса ухаживать за больными», посещая каждый дом в Иерихоне и пытаясь утешить каждого страждущего, они «обнаружили, что добрая весть о царстве чрезвычайно утешает больных, что их проповедь несет в себе исцеление недугов» (1595:2-3; cр. 1758:4; 1805:12; 1813:2). Учитесь слышать безмолвные просьбы. Иногда Учитель отвечал на невысказанную просьбу о помощи, например, в случае с Фортуном (1437#6). Искусно ведя беседу и не позволяя сбить себя с толку поверхностными речами Фортуна, Учитель заметил: «Уныние и отчаяние, написанные на твоем лице, являются красноречивым призывом о помощи для тех, кто любит своих ближних».

6. Будьте милосердны к тому, что вы наблюдаете. Вспомните о более широкой перспективе при взгляде на рычащего дикаря (1098:1-3); широта взгляда была продемонстрирована Иисусом в его отношении к проституткам, которых прогнал Ганид (1472:6). Заметьте, что милосердие не означает слепого отношения к заблуждению и злу. «Глядя на этот величественный храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве, [Иисус] размышлял о кабале невежества, в которой пребывали римляне» (1455:2).

III. Метод обучения

7. «Будьте извечно мудры, выбирая методы раскрытия благой вести различным народам и племенам» (2042:1).

8. Пробуждайте интерес (556:16).

9. Учитывайте опыт другого человека.

10. Способствуйте совершению открытий.

11. Будьте артистичны. Будьте терпеливы, не торопитесь: время – это важный материал в данном искусстве. Пробуждайте внимание, апеллируя к эмоциям или воображению. После этого обращайтесь к разуму, посредством которого происходит окончательное обращение к духу (1705:3-4; 1765:4; 1672:6). «Со временем каждый истинно верующий овладевает умением более успешно прививать своим товарищам любовь к вечной истине. Раскрывая людям добродетель, являетесь ли вы сегодня более находчивыми, чем вчера? Призывая к праведности, добиваетесь ли вы в этом году больших успехов, чем в прошлом? Ведя жаждущих в духовное царство, делаете ли вы это со всё большим мастерством?» (1740:2) Стремитесь к выразительности языка. Возможно, вам потребуются осознанные усилия для употребления разговорной лексики, выражений и метафор, понятных слушателям. Пользуйтесь живой речью – например, используйте притчи. Живая – не означает пестрая. «Во всех своих учениях Иисус избегал отвлекающих деталей. Ему был чужд цветистый язык; он никогда не прибегал к чисто поэтической образности, основанной на игре слов. Как правило, он выражал сложные идеи простыми словами. Приводя примеры, Иисус изменял общепринятые значения многих слов — таких как соль, закваска, рыбная ловля и малые дети. Он чрезвычайно эффективно использовал антитезы, сравнивая минуту с вечностью и так далее. Его образы поражали — как, например, «слепой ведущий слепого». Но величайшая сила этого наглядного учения заключается в его естественности. Иисус опустил философию религии с небес на землю. Он описывал насущные потребности души с новым проникновением и новым посвящением любви» (1771:1). Религии нужны новые лозунги (2077:6); придумайте такие, которые вы могли бы использовать.

12. Доверяйте Богу и Духу Истины. «В евангелии царства заключен могущественный Дух Истины... Плоды духа — ваше искреннее и любвеобильное служение — являются мощным социальным рычагом для возвышения пребывающих во тьме народов, и этот Дух Истины станет тем средством, которое приумножит ваше могущество» (1930:3).

13. «Будьте мудры, как змеи, и безобидны, как голуби» (1580:8). Будьте готовы к сражениям из-за враждебности мира, привлекательности софизмов и отношений, возникающих в результате восстаний (2039:2; 1946#3; 1544:2). Но не реагируйте так, как если бы вам угрожала действительная опасность; Иисус сказал: «Я абсолютно уверен в дружеском расположении ко мне всей вселенной — всем своим сердцем я настойчиво утверждаю веру в эту всесильную истину, несмотря на видимость противоположного» (1470:0). Идите на разумные компромиссы. Один из главных вопросов – на какие компромиссы можно идти и каких следует избегать? Некоторая преемственность по отношению к предшествующей традиции является нормальной (1626:2; 1769:9). Необходимость учитывать возможности слушателя неизбежна (1057:3; 1058:3-4; 1718:1). Иисус наставлял своих последователей адаптировать свои методы к разным человеческим расам и племенам (2042:1). Моисей получил высокую оценку за свою способность идти на компромиссы (1056:4-5); Иисус также шел на существенные компромиссы (1532:1; 1748:2).

14. Мобилизуйте позитивное отношение к трудностям (291:3; 1002#9; 2064:3-4). Динамичное служение требует «энергичного, активного и мужественного выражения личности верующего» (1770:1). Иисус призывал своих последователей «энергично и воодушевленно исполнять всю меру своих человеческих обязательств и божественных привилегий в царстве Божьем» (1770:1-2). Динамизм истинной религии, религии духа 1728-33), отличается от робкой вежливости, которая иногда принимается сегодня за религию. Динамизм может достигаться без фанатизма. «Всепоглощающая и неукротимая духовная вера Иисуса никогда не превращалась в фанатизм, ибо она никогда не пыталась проявиться в отрыве от его взвешенных рациональных суждений о соразмерных ценностях, присущих практическим и будничным жизненным ситуациям — социальным, экономическим и нравственным» (2088:2).

15. В целом, в общении с представителями других религий, делайте акцент на взаимно признаваемой истине (1010:4). Будущие этапы этого проекта, идущего в ногу с евангелическим движением, предполагают изучение конкретных религий – христианства, индуизма, буддизма и, в конечном счете, всех религий. Например, нужно найти сбалансированное отношение к христианству: оно описывается и как кокон, и как личиночная стадия царства, которому уготовано превратиться в прекрасную бабочку, что является как препятствием, так и традицией, укреплявшейся Иисусом (1866:1; 2085:0-1).

16. Разумно используйте источники, знакомые вышей аудитории. Посмотрите, как Иисус выборочно пользовался Писанием в обучении и подготовке своих последователей (1428:2; 1440:2). В течение начальных четырех месяцев подготовки апостолов, он внимательно изучал и обсуждал с ними Писания (1532#7). Когда Иисус учил в синагоге, он искусно подбирал отрывки для чтения и зачитывал их в нужной последовательности (1399:7). Он никогда не предлагал глубокого критического разбора Писаний перед широкой аудиторией (1767#4; 1769#5). Сегодня стоит задуматься, не следует ли в некоторых случаях отходить от этого примера, поскольку критика Писаний стала, особенно в определенных кругах, столь распространенным явлением.

17. В идеальном случае, мы учим на примере своей жизни. Как учитель, Иисус отличался сосредоточенностью, позитивностью, живостью, отзывчивостью, отвагой и доверчивостью. (Смотрите раздел «Когда Иисус проходил мимо» 1874#7). Иисус не придерживался какой-либо системы – он учил при всяком удобном случае (1672#4). Чтобы следовать за ним, побеги должны пребывать в лозе (1945#2). «Учитель попытался разъяснить апостолам следующее: он желает, чтобы его ученики, вкусившие благих духовных реальностей царства, жили в этом мире так, чтобы люди, видя их жизнь, ощущали бы царство и, благодаря этому, испытывали бы потребность узнать у верующих о путях царства» (1593:4). «Миру нужно увидеть Иисуса вновь живущим на земле в опыте рожденных в духе смертных, умело раскрывающих Учителя всем людям» (2084:1). «Вежливость можно культивировать, но благодатность является тем ароматом дружелюбия, который излучает пропитанная любовью душа» (1874:4). Пафос обучения – позволить «переполниться столь неописуемым и безудержным восторгом открытия,.. [чтобы возникла] потребность любвеобильного служения и общения со своими менее просветленными товарищами» (1121:6). Даже ваши жесты, осанка и выражение демонстрируют ваше достоинство и любовь. Император Тиберий заметил об Иисусе: «Будь у меня царственная осанка и изящные манеры этого приятеля, я был бы настоящим императором, а?» (1455:1) В какой мере можно осознанно развить в себе такие качества?

IV. Приемы обучения

Готовность к любой из альтернатив – слову или делу – характеризует учителя, берущего пример с Иисуса. Учитель старался «словом или делом обогатить... жизнь [другого человека] и повысить ее ценность» (1460:5). Он стремился «поделиться какой-нибудь духовно облагораживающей мыслью с помощью удачно выбранных слов или любезной услуги» (1461:2).

Слово

18. Задавайте вопросы и слушайте. В разделе о личном служении Иисуса (1460#4) мы находим следующее: «Иисус вызывал... на разговор, задавая... вопросы». Его обычная практика заключалась в том, чтобы втянуть человека «в разговор, который естественно приводил к обсуждению духовных вопросов» (1466:1). Какое преимущество мы получаем, начиная беседу с вопросов? Можете ли вспомнить другой пример привлечения внимания за счет вопросов? Иисус выслушивал согбенных, терзающихся и подавленных людей – таких, которые извлекали из его служения наибольшую пользу. Иисус позволял им «излить свою душу сочувствующему и понимающему слушателю» (1460:6). «Как правило, он давал больше всего тем, с кем говорил меньше всего» (1460:6). Было замечено, что многие люди доходят до сути дела только к концу своего выступления. Авторы четвертой Части IV отмечают эпизоды, когда кто-то перебивает Иисуса. Когда Иисус говорил с кем-то, казалось, что этот человек является для него самым важным человеком в мире. Почему личность смертного обладает такой ценностью?

19. Используйте три вида полезных высказываний (1460:6). «И когда эти неустроенные люди рассказывали Иисусу о своих бедах, он всегда мог предложить им:

(а) «практические и конкретные советы, направленные на решение действительных проблем» (как это отличается от непрошеных советов?);

(б) «слова утешения, которые сразу успокаивали» (практикуйтесь в создании собственных примеров, возможно, через использование идей, схожих с теми, которые заключены в заповедях блаженства – 1573#5);

(в) и «он всегда говорил этим бедствующим смертным о Божьей любви и — самыми различными способами — сообщал им о том, что они являются детьми любящего их небесного Отца». «Основная мысль его проповеди оставалась неизменной: факт любви небесного Отца и истина его милосердия, а также благая весть о том, что через свою веру человек становится сыном того же Бога любви» (1460:6). Какого прогресса нам нужно достигнуть, чтобы познать любовь Бога – получить Его любовь, полюбить Его в ответ и почувствовать эту любовь к другому человеку – так, чтобы мы могли выразить свою любовь этому человеку? Какие «самые различные способы» мы можем себе представить – от прямого возвещения до более косвенных приемов?

20. Отвечайте на вопросы. Иисус «одинаково мастерски учил как задавая, так и отвечая на вопросы». «Беседа обыкновенно начиналась с вопросов Иисуса и заканчивалась вопросами Иисусу» (1460:6). Будьте готовы к вопросам о зле (1429; 1430:2; 1457#2; 1435:3-36:1). Когда в толпе присутствовали вздорные субъекты, ответы Иисуса всегда были «достойными, просветляющими и исчерпывающими» (1674:1). Отказ комментировать определенные темы – решение и допустимое, и ответственное. Иисус избегал высказываться о буддизме, пока Гонод не задал ему прямой вопрос (1466:3-67:1), и он старался не комментировать отношения между полами.

21. Используйте истину, заключенную в словах собеседника. Иисус пользовался этим методом, общаясь с наиболее передовыми римскими учителями: «Он никогда не критиковал их заблуждений и ни единым намеком не касался слабых мест в их учениях. В каждом случае он выделял истину, которой они учили, и начинал таким образом высвечивать и озарять эту истину в их сознании, что вскоре эта усовершенствованная истина успешно вытесняла сопутствующее заблуждение» (1456:0). Высвечивать – означает расширять сказанное за счет прибавления привлекательной детали. Озарять означает рассматривать лучшие идеи собеседника в контексте духовной истины. Упражнение: подумайте, какие идеи других людей вы могли бы использовать, и каким образом вы сделали бы это.

22. Не пытайтесь изъять чего-либо из другого человека. Иисус объяснил Симону Зелоту причину неудачной попытки познакомить с евангелием перса, религию которого он не понял. «Симон спросил Учителя: «Почему же мне не удалось уговорить его? Почему он так упорно противился мне и с такой готовностью стал слушать тебя?» Иисус ответил: «Симон, Симон, сколько раз я говорил тебе о необходимости воздерживаться от любых попыток изъять что-либо из сердец людей, которые ищут спасения? Сколько раз я призывал вас трудиться только над тем, чтобы вложить нечто в эти истосковавшиеся души? Приведи их в царство — и великие, живые истины царства вскоре вытеснят любое серьезное заблуждение» (1592:4).

В особенности не подрывайте доверия человека к священному тексту, который служит стимулом в его жизни. Когда Иисус ответил на вопрос Гадии об Ионе, он использовал рассказ об Ионе в качестве притчи, выражающей духовную истину (1428:2). Этот эпизод демонстрирует значение благожелательного и вдумчивого изучения священных текстов, раскрывающего духовный потенциал даже в тех сюжетах, которые в некоторых отношениях являются для нас неприемлемыми.

Показывайте пример открытости в обсуждениях. Ганид бы «потрясен широтой, справедливостью и терпимостью Иисуса. Во всех их беседах о философии и религии этот юноша никогда не чувствовал негодования или враждебности» (1467:4).

23. Находите необычные слова в обычных ситуациях. Иисус, обладавший тонким чувством такта и социальной уместности, не позволял условностям становиться препятствием для истины. Работая, он делал замечания, пробуждавшие интерес товарищей (1430:2). Вспомните заключительную фразу Иисуса при его прощании с мальчиком, уличным торговцем фруктами (1440:3). Упражнение: подумайте об обычных ситуациях и необычных замечаниях, которые вы могли бы делать.

24. Развивайте способность к более глубоким ответам. Некоторые победы, одержанные Иисусом в беседах, были следствием решительной демонстрации духовного могущества. Должны ли мы полагать, что никогда не могли бы – или, быть может, не должны были бы – пытаться предпринять нечто подобное сами? Если вы готовы позволить Духу Истины говорить за вас или через вас, мудро подготовьтесь к достижению того уровня, на котором вы сможете давать прямые наставления – подобно тому наставлению, которое Иисус дал римскому солдату (1461:4), – и критиковать, как это сделал Иисус в адрес оратора на форуме (1461:5). В какой ситуации имеет смысл идти на это?

Дело

25. Помогайте, «проходя мимо» (1874#7). «Иисус очень любил приносить пользу, пусть небольшую, самым различным людям» (1461:2). Каким образом, только за счет некоторого действия, можно внушить духовно облагораживающую мысль? «Когда Ганид спросил, что нужно сделать для того, чтобы приобрести друга, — заметив, что большинство людей, с которыми они встречались, влекло к Иисусу, — его учитель ответил: «Проявляй интерес к твоим собратьям; учись любить их и не упускай возможности сделать для них нечто такое, чего они наверняка желают» (1438:5). Спасение от духовной слепоты предполагает осознание вселенской семьи – «обнаружение духовной реальности и раскрытие добродетели духовных ценностей в помощи и служении» (1112:7; 2043:1; 1037:3; 1032:2). «Хозяйке греческой гостиницы он сказал: «Оказывай гостеприимство как человек, принимающий детей Всевышнего. Возвысь свой тяжкий ежедневный труд до уровня большого искусства благодаря всё большему осознанию того, что ты обслуживаешь Бога в тех, в кого он вселяется посредством своего духа; этот дух нисходит для того, чтобы жить в сердцах людей и тем самым пытаться преобразовать их разум и привести их души к познанию Райского Отца всех даров божественного духа, посвященных людям» (1475:1).

26. Участвуйте в общественном служении исходя из ситуации. Евангелие Иисуса об отцовстве Бога и сыновстве человека, а также вытекающего отсюда братстве всех людей, «на личном уровне проявляется в преданной опеке и общественном служении» (1032:2). «Братство и служение являются краеугольными камнями евангелия царства... Материалистически настроенные и невежественные сыны никогда не увидят ваш духовный свет, если вы не приблизитесь к ним вплотную с тем бескорыстным общественным служением, которое является естественным следствием плодов духа, появляющихся в жизненном опыте каждого верующего» (1930:2). Евангелие ущербно, если оно не создает «религии бескорыстного общественного служения» (1937:3).

Подумайте над некоторыми вещами, которые совершал Иисус, и продолжите этот список тем, что делали и что могли бы сделать вы:

(а) возвращение потерявшихся детей родителям (1465:5);

(б) посещение одиноких людей (подобно Иисусу, навестившему женщину, у которой недавно умер муж – 1465:6);

(в) подаяния и иная помощь нищим (1440:4);

(г) помощь безработным в поиске работы (1465:6);

(д) помощь тем, кто сбился с пути (например, проституткам), в обретении новой жизни (1471#3);

(е) вмешательство с целью защитить того, кто стал объектом нападения (1462:1; 1468#1; 1470#2). Рассмотрите ответ Иисуса человеку, который бил свою жену. Подумайте о мягком и участливом подходе Иисуса, о том, как он описал происходящее, о выраженном понимании прежде, чем он задал вопрос, о его добром взгляде и благожелательной улыбке... и о прощальной беседе.

27. Есть исключения. Иисус не пытался помочь человеку, который был лишен нормального разума (1440:4; 1468:3), а также человеку, который не испытывал духовного голода (1466:2). В Антиохии, приближаясь к Палестине в конце путешествия по Римской империи, Иисус стал малообщительным, погруженным в глубокие раздумья (1480:7). Иисус не посещал мест половой распущенности (1461:3; 1480:6).

28. Будьте готовы молиться вместе с другим человеком и о нем. Иисус подружился с Галией, с которым они «вместе помолились друг о друге» (1428:3). Упражнение: выделите полчаса на то, чтобы помолиться о своем товарище. Иисус провел целую ночь в молитвах об апостолах; можно сказать – не принимая, конечно, математические выкладки слишком серьезно – что на каждого апостола у него ушло в среднем полчаса.

29. Улыбайтесь. Иисус, «спокойный и счастливый труженик» (1509:1), отметил пословицу «Веселое сердце делает лицо веселым, и у такого человека всегда пир» (1445:3; 1674:4). «Когда он улыбался человеку, смертный ощущал возросшую способность решать свои разнообразные проблемы» (1875:1; ср. 1395:6; 1470:2; 1834:2; 1874:1; 1009:0). Улыбка – это то, чему можно учиться у Иисуса. Находясь в Неаполе, Иисус и Ганид «исходили весь город и своими улыбками подняли настроение сотням мужчин, женщин и детей» (1441:1). Какое отношение должна была выражать такая улыбка? Сохраняйте чувство юмора (1736:5; 1616:5). Какие истины о Боге, какие отношения к проблемам и какие взгляды на прошлое, настоящее и будущее (547:8-546:2) питают чувство юмора?

30. Попросим Учителя, чтобы он помог нам стать лучшими учителями.



Перевод по заказу сайта http://www.urantia.ru
© «URANTIA.Ru»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «URANTIA.Ru» обязательна.



Перейти к обсуждению на форуме эссе Джеффри Уоттлз
 


ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Главная страница