Путь, Истина, Жизнь |
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
| |||||
Поклонение в условиях изоляции – прикасаясь к ИсточникуМикаэл Ханьян
Добрый день!
Этот доклад назван Поклонение в условиях изоляции – прикасаясь к Источнику. Он построен следующим образом: - сначала мы коснемся триады факты-значения-ценности применительно к этой теме, то есть рассмотрим факт изоляции, попробуем извлечь из этого факта различные значения и посмотрим на духовные ценности изоляции; - затем мы рассмотрим веру в неблагоприятных планетарных условиях: мы увидим, как легко потерять веру, и обсудим, что требуется для ее повторного обретения; - и наконец, мы рассмотрим различные аспекты нашего отношения к Источнику всех истинных и вечных ценностей: от полного незнания этого Источника – к первым попыткам прикоснуться к нему – до итогового единения с ним.
В разные эпохи факт изоляции воспринимался по-разному.
Когда 2.000 веков тому назад Андовонтия отключил наш мир от духовных контуров вселенной, это должно было потрясти тогдашних обитателей планеты. Однако его решение было быстрым и мудрым: урантийские мятежники были отрезаны от доступа к локальной системе и вселенной; они остались наедине со своим злом, незрелостью и беззаконием – и как всякое беззаконие, оно было обречено, ибо, по словам Мановандета Мелхиседека, «в каждом грехе скрыто семя его самоуничтожения».
Но тогда, на заре восстания, это самоуничтожение казалось безнадежно далеким. Духовное состояние очутившихся в изоляции созданий хорошо описано Солонией – серафическим «голосом в Саду»: «Чувство глубочайшего одиночества [охватило их]... Постепенно их мужество слабело, они всё больше падали духом, и временами их вера была готова дрогнуть». Чем ниже категория созданий, тем более сокрушительными были последствия восстания. Люди уничтожали друг друга, промежуточные создания потеряли свою большую часть, серьезные потери были среди нижних категорий ангелов. Разрушение и хаос – таковы были факты на заре планетарной изоляции.
Однако значение всего этого не было столь же определенным. Мы можем вычленить три основные задачи, которые ставятся при изоляции пораженной восстанием сферы: разоблачить, предотвратить и укрепить.
Что разоблачается? Очевидно, злоумышленники и их планы. Без этих мер они продолжали бы существовать как ни в чем ни бывало, общаться с другими созданиями, высокими и низкими, то есть продолжали бы действовать в условиях, при которых их мотивы, цели и дела плохо поддаются выявлению, анализу, критике и нейтрализации. Что предотвращается? Очевидно, распространение злого умысла. Когда кто-то заражается инфекцией, врачи стремятся изолировать ее носителя. Но что укрепляется? Возможно, это не столь очевидно, но именно в изоляции укрепляется эмпирический рост – тот самый эмпирический рост, который стремятся подорвать злоумышленники. Как это происходит? Мы знаем, что мы растем, совершая выбор. В условиях изоляции выбор становится и более трудным, и более плодотворным. Потому что одно дело – выбирать в условиях заботливой и постоянной опеки, другое – выбирать в отсутствие такой опеки. И потому процесс выбора сопряжен с огромным риском – и огромной наградой. Потенциальный риск связан с различным статусом действующих лиц, где мятежникам – существам высокого происхождения – противостоят низшие категории созданий, включая человека. Люцифер, который был «совершенен во всём», продемонстрировал свои выдающиеся способности покорять души, множество душ. Однако награда имеет еще большую ценность, ибо изоляция предоставляет уникальную возможность: столкнуться со злом лицом к лицу и одержать победу здесь и сейчас, в течение этой жизни.
Любое испытание связано с возможностями. Мы понимаем смысл этой мудрости. Но чтобы извлечь из нее ценность, мы должны ее прожить. Поэтому ценность содержится в опыте и обретается через опыт. Опыт – это метод превращения потенциального в актуальное. Изоляция – это интенсивный курс, где основным методом обучения является опыт. В условиях изоляции мы получаем огромное количество опыта – физического, интеллектуального и духовного.
Изоляция – это большое испытание и великая возможность. Некоторые не справляются с брошенным вызовом – другие оказываются на высоте положения. Изоляция – это Судный День, здесь и сейчас. Ибо то, на что в обычных условиях уходят тысячелетия, становится ясным и понятным практически мгновенно в условиях восстания и падения. И тот, кто с честью выходит из этих испытаний, проходит надежную проверку.
Эпоха, проведенная в изоляции, неоднородна. Со многих точек зрения, время начала восстания и нынешнее время несравнимы: с тех пор мы получили четыре эпохальных Откровения, каждое из которых в той или иной мере касалось проблемы изоляции. Нас познакомили с представлением о Божестве, которое постепенно видоизменялось и расширялось. Был повышен уровень нашей защищенности; последним событием в этом ряду стало триумфальное излияние Духа Истины. Мы находимся куда в лучшем положении, чем наши далекие предки во времена Вана.
Но независимо от эпохи, ценности, обретаемые в изоляции, остаются прежними: это мужество, надежда, вера, преданность, идеализм, бескорыстие и любовь: Нужно быть мужественным, чтобы переносить многочисленные трудности эмпирического роста. Нужно надеяться, ибо без надежды мужество недолговечно. Нужно быть преданным вечным истинам и временным обязательствам, ибо без преданности мужество лишается нравственного стержня, а надежда – своих аргументов. Нужно верить, ибо без веры надежда превращается в мечту. Нужно быть идеалистичным, ибо без идеалов мы теряем надежду, отказываемся от мужества и жертвуем преданностью. Нужно быть бескорыстным, потому что корысть оскверняет идеалы, притупляет мужество и усыпляет преданность. Нужно любить, потому что без любви все остальное становится бессмысленным.
Поэтому можно заключить, что ценности, раскрываемые в изоляции, соответствуют ценностям, востребованным в любых условиях, где нужны стойкость, упорство, верность. Отличие только в том, что эти качества обретаются в рекордные сроки.
Единственным подлинным обладанием в изоляции является вера. Она бесценна – и наиболее уязвима. Когда незрелая душа оказывается в изоляции, приходится оправдывать Бога. Если Он всесилен, почему я так беспомощен? Если Он справедлив, почему существует так много несправедливости? Если Он милосерден, почему судьба так жестока ко мне? Если Бог – это любовь, почему я не чувствую ее?
Во все века неспособность найти правильные ответы на эти вопросы вела к утрате веры. И виновным во всех несчастьях признавался Бог – Бог, недостойный какого-либо доверия, тем более - веры. Так вера приносится в жертву чему-то другому – и это что-то другое как минимум достойно сожаления, а зачастую просто отвратительно. Если Справедливый не существует, то все дозволено. Если Милосердный не существует, то можно столкнуть в яму ближнего. Если отвергается Источник Любви, то можно питаться ненавистью.
Незрелая душа отступает, и разум – не направляемый более верой – переходит в наступление. Он решительно отвергает идеалы, принимая их за ложь, и отказывается от прозорливости, видя в ней только источник заблуждений. Почему так происходит? Мелхиседек из Небадона предлагает свое видение незрелости: он учит, что «единица времени, соответствующая незрелости, концентрирует значение-ценность в настоящем моменте таким образом, что разрывает истинную связь настоящего с не-настоящим — прошлым-будущим». Разорвать означает нарушить целостность. И неразрывность прошлого-настоящего-будущего – не единственная целостность, нарушаемая необузданным разумом; однако самым болезненным нарушением является отвержение веры.
Разум отвергает, а душа собирает. Она собирает ощущения иного характера, совершенно чуждые состоянию отвергающего разума. Эти ощущения возникают изнутри, порождаемые духовным ядром личности. И они порождаются также извне. Ибо в действительности мы никогда не одиноки, и всегда есть кто-то, на кого можно опереться и кто может научить. Вспомогательные духи разума, Святой Дух, серафимы – они всегда были в нашем распоряжении, готовые вести и помогать. Мы не видим их, однако это не означает, что мы изолированы от них.
Эти силы духовной опеки и водительства регулярно дополняются откровением. Нам сообщают, что человечество получило 5 откровений эпохального значения. Они служат многим целям, но все они касаются веры. Откровение развивает идею – истину – о вере как естественной связи между созданиями и их Создателем. Со времен Даламатии, это стало развитием идеи Бога-Отца, присутствующей во всех последующих откровениях. Откровение проделало трудный путь, преодолевая пересеченную местность и продвигаясь вперед по разбитым дорогам. Постепенный рост, продолжавшийся в течение 300.000 лет, был сорван восстанием; почти все плоды эволюции погибли. Дикарь, который только что научился смотреть вверх, снова поник головой. Но вселенная не отказалась от Урантии. Она послала новых учителей: Адам и Ева «познакомили эволюционные народы с представлением о всеобщем Отце», а Макивента Мелхиседек «учил доверять всемогущему милосердию Бога». И конечно, венцом богооткровения стал Иисус – живое воплощение как идеи богоотцовства, так и идеи богосыновства.
…То, что было разрушено отказом от веры, создается заново. То, что было утрачено, обретается вновь. Тот, кто ходил во тьме, выходит на свет. Все это занимает много времени, которое исчисляется тысячелетиями. Для этого требуется терпение, отсутствие которого столь коварно, что становится синонимом проступка. Это время перемежается великими достижениями и великими неудачами. Но в итоге затраченное время оказывается оправданным: оно возрождает веру и восстанавливает духовную связь. И вера – это намного больше простой связи! Она является главным орудием, при помощи которого человек карабкается из «эмпирических глубин» к славным высотам эволюционных достижений. Это инструментальное качество веры остается неясным на ранних стадиях овладения ею однако, воодушевленный первыми успехами, разум начинает опираться на веру, предоставлять ей все больше власти, уважать ее ценность и – наконец – принимать ее как нечто куда более могущественное. Если вера – это единственное, что требуется для спасения, что может быть более могущественным?
Понимание этой истины прокладывает путь к поклонению.
Что такое «поклонение в условиях изоляции»?
Вкратце, это овладение умениями агондонтера: «верить, не видя, сохранять стойкость в изоляции и даже в одиночестве одерживать победу над непреодолимыми трудностями». Как и любое эволюционное свершение, оно начинается с нуля. Путь к поклонению Источнику начинается с полного незнания этого Источника. Дикарь ничего не знал о своем Творце, а его животные страхи заполняли идейный вакуум предрассудками и причудливыми представлениям. Более развитые учителя и лидеры были визионерами и дальновидцами. У каждой цветной расы появлялись выдающиеся индивиды: Онамоналонтон у красного человека, Поршунта у оранжевых племен, Инглантон у желтой расы, Фантад – у зеленой, Орландоф – у синих людей, Орвонон – у индиговой расы. Их усилия привели к периодам культурного и духовного возрождения, а некоторые из них учили более развитым формам поклонения: Великий Дух почитался среди красных людей, Высший Вождь – у синего человека, Бог Богов – у индиговой расы.
Так постепенно, через успехи и неудачи, через вечные победы и временные поражения, человечеству раскрывался Первый Источник и Центр. Пять эпохальных откровений – и несчетное число иных – помогли перебросить мостик между материальным и высшим разумом.
Но можем ли мы пойти еще дальше? Можем ли мы пройти весь путь? Можем ли мы стать едиными с Творцом? И если да, то как? В поисках ответа можно двигаться в разных направлениях. Но давайте выберем наиболее знакомое. Давайте посмотрим на Сына Человеческого.
В последней части своего посвящении Михаил решил отказаться от своего могущества создателя и завершить жизнь во плоти как Иешуа бен Иосиф. Изучая его последние дни на земле, мы можем узнать всё необходимое для того, чтобы понять поклонение в изоляции. Иисус добровольно отказался от всех сверхчеловеческих каналов помощи, продолжал верить в неразрывную связь со своим Отцом, невзирая на жестокости и унижения. Он продолжал видеть каждый эпизод в более высокой перспективе. И он одержал победу над непреодолимыми трудностями. Поэтому все требования подлинного агондонтера были выполнены в высшей степени. Давайте посмотрим лишь на один эпизод, поразительно раскрывающий человеческую природу и ее возможности. Накануне неизбежного распятия, оставленный в одиночестве в саду, Иисус прошел через жестокие душевные мучения. На мгновение он почувствовал себя изолированным и покинутым – но это состояние продолжалось недолго. Остановимся на этой сцене поподробнее. Иисус молится 3 раза. В первый раз он обращается к своему Отцу следующими словами: «Я знаю, что исполнилось время расстаться с моей жизнью во плоти, и я не уклонюсь от этого, но мне хотелось бы знать, желаешь ли ты, чтобы я испил эту чашу. Пошли мне подтверждение, что моя смерть снискает твое благоволение так же, как и моя жизнь». Иными словами, он говорит: мне нужно быть уверенным. Он не получает ответа на эту молитву. После этого он вторично обращается к Отцу: «Отец, я знаю, что можно миновать эту чашу, — для тебя всё возможно, — но я пришел исполнить твою волю, и хотя эта чаша горька, я выпью ее, если такова твоя воля». На этот раз Учитель не просит заверений – и получает немедленный ответ: могущественный ангел опустился возле него и, коснувшись его, заговорил с ним и укрепил его. И далее следует третья молитва – на этот раз она содержит заверение, данное Иисусом: «Отец, если не миновать мне этой чаши, я готов выпить ее. Пусть свершится твоя воля, а не моя». В течение оставшихся часов его земной жизни дух Иисуса оставался несокрушимым.
Те, кто наблюдал за ним тогда и кто обращался к нему с тех пор, знают смысл истинного поклонения. Поклонение – это единение с Творцом. В том числе и в изоляции.
Закон вселенной гласит: просите, и воздастся вам; ищите, и найдете. Поэтому мы просим помощи и ищем водительства – и находим их. Как всё, что исходит от Бога, они предлагаются в изобилии. Однако давать щедро – не значит расточать. То, что останется невостребованным, будет использовано в других мирах, в других вселенных, в другие вселенские эпохи. Рано или поздно все потенциальное станет актуальным – когда бы и где бы это ни произошло.
Чем дальше мы продолжаем идти по нашему вечному пути, тем больше мы понимаем одну из истин, раскрытую Иисусом в Афинах: «Реальная вселенная благоприятствует каждому дитя вечного Бога». Эта глубокая истина должна восприниматься буквально каждым вселенским дитя – обитает ли оно в изолированном мире или на сфере света и жизни, у далеких рубежей организованного творения или на одном из колец Хавоны. У всех нас есть один божественный Отец, который любит нас, наслаждается нашим поклонением и отвечает на наши молитвы – приглашая нас идти вперед с любовью, верой и молитвой. Именно молитвой я и хочу завершить свое выступление. Это одна из молитв, которым Иисус научил своих апостолов. Я хотел бы соединить ее с музыкой, которая определяется в Документах как «универсальный язык людей, ангелов и духов».
[p. 1622 – а капелла]
Вдохнови и направь нас по верному пути.
Всегда веди нас по путям вечного прогресса.
И своей бесконечной энергией вдохни в нас жизнь.
Присутствия и водительства серафических воинств.
Сполна оправдай нас в день великого суда.
И прими нас в свое вечное небесное служение.
© «URANTIA.Ru» При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «URANTIA.Ru» обязательна. Примечание: этот доклад был сделан на Конференции в Австралии в июле 2006 года. Оригинал был написан автором по-английски и впоследствии переведен им на русский. При желании познакомиться с оригиналом, обращайтесь к администратору сайта или на Форум. Задать вопрос Микаэлу Ханьяну на Форуме | |||||
|