Путь, Истина, Жизнь
Главная        Форум        Книга Урантии        Публикации        Сделано © душой        Урантийские семинары
Главная страница Главная страница


Поиск по тексту
« Глава 36     Оглавление     Глава 38 »

Жизнь Иисуса Христа

Глава 37. В Кесарии Филипповой



 

37.1. ПОПЫТКА ВСТРЕЧИ С СЕМЬЁЙ

Прежде чем вместе с двенадцатью ненадолго отправиться в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус, через связных Давида, договорился о посещении Капернаума в воскресенье, 7 августа, с целью повидаться со Своей семьёй. Было заранее условлено, что эта встреча состоится в лодочной мастерской Зеведея. Давид Зеведеев договорился с Иудой, братом Иисуса, о присутствии всей назаретской семьи – Марии и всех братьев и сестёр Иисуса, и в назначенное время Иисус, в сопровождении Андрея и Петра, отправился на свидание. Можно не сомневаться в том, что Мария и дети также собирались прийти на эту встречу, но случилось так, что группа фарисеев, знавших о пребывании Иисуса на противоположном берегу озера во владениях Филиппа, решила посетить Марию и, по возможности, разузнать о Его местонахождении. Прибытие этих иерусалимских эмиссаров сильно встревожило Марию. Заметив напряжение и нервозность всех членов семьи, фарисеи решили, что Иисус, видимо, должен нанести им визит. Поэтому они остались в доме Марии и, вызвав подкрепление, стали терпеливо дожидаться прибытия Иисуса. И это, конечно, не позволило кому-либо из членов семьи прийти на свидание с Иисусом. Несколько раз в течение дня и Иуда, и Руфь пытались усыпить бдительность фарисеев и отправить Иисусу весточку, но их попытки ни к чему не привели.

Вскоре после полудня гонцы Давида доставили Иисусу известие о том, что фарисеи обосновались на пороге дома Его матери, из-за чего Он не предпринимал попыток навестить Свою семью. Так, не по вине какой-либо из сторон, Иисусу и Его земной семье в очередной раз не удалось встретиться друг с другом.

37.2. СБОРЩИК ХРАМОВОЙ ДАНИ

Пока Иисус вместе с Андреем и Петром ждали у озера неподалёку от лодочной мастерской, к ним подошёл сборщик храмовой дани.

Узнав Иисуса, он отозвал Петра в сторону и спросил: «Разве ваш Учитель не платит дань на Храм?»

Пётр хотел было возмутиться тем, что кто-то может ожидать от Иисуса участия в поддержании религиозной деятельности Своих заклятых врагов, однако, заметив странное выражение на лице этого человека, он справедливо заподозрил, что целью сборщика дани было поймать их в западню при отказе уплатить обычные полшекеля на храмовые богослужения в Иерусалиме.

Поэтому Пётр ответил: «Конечно же, Учитель платит храмовую дань. Подожди у ворот, и я тотчас вернусь с данью».

Но Пётр поторопился. Их деньги хранились у Иуды, который находился на другом берегу. Ни у него, ни у его брата, ни у Иисуса не было с собой денег. И зная, что фарисеи разыскивают их, они не могли пойти в Вифсаиду, чтобы взять деньги.

Когда Пётр сообщил Иисусу о сборщике и о том, что он пообещал заплатить ему, Иисус сказал: «Если ты обещал, ты должен заплатить. Но как тебе удастся выполнить своё обещание? Собираешься ли ты снова стать рыбаком, чтобы сдержать своё слово? И всё же, Пётр, в данных обстоятельствах нам следует заплатить дань. Не будем давать этим людям повода обвинить нас в правонарушении. Мы подождем здесь, пока ты отправишься на лодке и наловишь рыбы, и когда ты продашь её на соседнем рынке, заплати сборщику то, что причитается за нас троих».

Весь этот разговор был услышан стоявшим рядом тайным гонцом Давида, который дал знак своему товарищу, рыбачившему неподалёку, срочно причалить к берегу. Когда Пётр уже собирался отплыть от берега, этот гонец и его товарищ-рыбак вручили ему несколько больших корзин с рыбой и помогли отнести их соседнему купцу, который выкупил улов. И этих денег – вместе с тем, что было добавлено гонцом Давида, – Петру хватило на уплату храмовой дани за троих. Сборщик принял дань и не стал удерживать штраф за просроченную плату, так как они в течение некоторого времени отсутствовали в Галилее.

Неудивительно, что в одном из новозаветных повествований говорится о Петре, поймавшем рыбу с монетой во рту. В те дни ходило много рассказов о сокровищах, найденных в утробах рыб. Такие граничившие с чудесами истории были обычным явлением.

Поэтому, когда Пётр вышел и направился к лодке, Иисус заметил полушутя: «Странно, что сыны царя должны платить подати. Обычно пошлины на содержание двора взимают с посторонних, но нам не следует давать властям оснований для придирок. Ступай! Быть может, ты поймаешь рыбу, во рту которой найдёшь серебряную монету».

Эти слова Иисуса, а также то, что Пётр так быстро вернулся с храмовой данью, объясняют, почему позднее этот эпизод превратился в чудо, записанное автором Евангелия от Матфея.

Вместе с Андреем и Петром Иисус прождал у берега почти до захода солнца. Гонцы сообщили им, что дом Марии всё ещё находится под наблюдением, и когда стемнело, трое дожидавшихся мужчин сели в лодку и направились к восточному берегу Галилейского моря.

37.3. В ВИФСАИДЕ-ЮЛИИ

В понедельник, 8 августа, когда Иисус и двенадцать апостолов остановились в Магаданском парке неподалёку от Вифсаиды-Юлии, более ста верующих, евангелистов, членов женского корпуса и других людей, интересующихся Царством, прибыли из Капернаума на совещание. И многие фарисеи, узнав, что Иисус находится здесь, также явились сюда. К тому времени некоторые саддукеи объединились с фарисеями в попытке поймать Иисуса в западню. Перед тем как отправиться на закрытое совещание с верующими, Иисус провёл общее собрание, где присутствовали также фарисеи, которые забрасывали Учителя критическими замечаниями и всяческим образом пытались сорвать выступление.

Главарь зачинщиков сказал: «Учитель, мы хотели бы, чтобы Ты дал нам знамение, подтверждающее Твои полномочия учить, и когда оно свершится, все будут знать, что Ты послан Богом».

Иисус ответил им: «Вечером вы говорите, что будет хорошая погода, потому что небо красное. Поутру – что сегодня будет ненастье, потому что небо багровое и низкое. Когда вы видите облака, собирающиеся на западе, вы говорите, что будет дождь. Когда дует южный ветер, вы говорите, что будет жарко. Как же вы, столь хорошо умеющие распознавать лик неба, совершенно неспособны распознать знамения времён? Тем, кто желает познать истину, уже дано знамение. Но злонамеренному и лицемерному роду не будет знамения».

Сказав это, Иисус удалился и приготовился к вечернему совещанию со Своими последователями. На этой встрече было решено отправиться с объединённой миссией по всем городам и сёлам Десятиградья, как только Иисус и двенадцать вернутся из Кесарии Филипповой. Иисус принял участие в планировании миссии в Десятиградье.

Распуская собравшихся, Иисус сказал: «Я говорю вам: остерегайтесь фарисейской и саддукейской закваски. Не обманывайтесь внешними проявлениями их учёности и полной преданности внешним сторонам религии. Думайте только о духе живой истины и о силе истинной религии. Не страх мёртвой религии спасёт вас, а ваша вера в живой опыт, обретаемый в духовных мирах Царства. Не позволяйте предвзятым мнениям ослеплять себя и страху сковывать себя. Не допускайте также, чтобы преклонение перед традициями настолько исказило ваше понимание, чтобы ваши глаза перестали видеть и уши – слышать. Цель истинной религии – не только принести мир, но и обеспечить развитие. Душевный покой и умственное развитие возможны лишь тогда, когда вы всем сердцем полюбите истину, идеалы вечной жизни. Перед вами стоят вопросы жизни и смерти – греховные наслаждения времени в противопоставлении праведным свершениям вечности. Уже сейчас вам, вступающим в новую жизнь веры и надежды, следует начать избавляться от оков страха и сомнения. И когда в вашей душе пробуждаются чувства служения своим собратьям, не заглушайте их. Когда любовь к ближнему наполняет ваше сердце, выражайте её через разумное предоставление того, что действительно нужно вашим ближним».

37.4. ПРИЗНАНИЕ ПЕТРА

Ранним утром во вторник Иисус и двенадцать апостолов вышли из Магаданского парка в Кесарию Филиппову, столицу владений тетрарха (то есть властителя четвёртой части страны) Филиппа. Кесария Филиппова находилась в дивном краю, угнездившись в чарующей долине между живописными холмами, где в подземной пещере берёт своё начало Иордан. На севере во всей своей красе вставали вершины горы Хермон, а чуть южнее с холмов открывался величественный вид на верхнее течение Иордана и Галилейское море.

Иисус побывал на Хермоне в начале Своего пути по созданию Царства, и теперь, переходя к заключительному этапу Своего труда, Он желал вернуться на эту гору испытаний и триумфа, надеясь на то, что апостолы могли бы получить здесь новое представление о возложенной на них ответственности и исполниться новыми силами для надвигавшихся тяжёлых испытаний. По дороге – примерно в то время, когда они проходили южнее Меромских вод, – апостолы начали обмениваться впечатлениями о недавнем посещении Финикии и других мест. Они вспоминали о том, как была принята их проповедь и как разные народы относятся к их Учителю.

Когда они остановились для полуденной трапезы, Иисус внезапно задал апостолам первый за всё время вопрос о Самом Себе.

Этот неожиданный вопрос звучал так: «Что говорят люди – кто Я такой?»

Долгие месяцы Иисус обучал апостолов, раскрывая сущность и характер Царства Небесного, и Он хорошо понимал, что настало время, когда Ему следует приступить к более глубокому раскрытию Своей собственной сущности и личной связи с Царством. И теперь, когда они уселись под тутовыми деревьями, Учитель приготовился к одной из важнейших бесед за все годы общения с избранными апостолами.

Более половины всех апостолов предложили свои ответы на вопрос Иисуса. Они сказали Ему, что все знающие Его люди считают Его Пророком или необыкновенным Человеком, что даже Его враги чрезвычайно боятся Его, обвиняя Его в том, что Своим могуществом Он обязан связи с властителем демонов. Они сказали, что некоторые люди в Иудее и Самарии, не видевшие Его лично, считают Его воскресшим из мёртвых Иоанном Крестителем. Пётр объяснил, что в разное время разные люди сравнивали Его с Моисеем, Ильёй, Исайей и Иеремией.

Выслушав эти ответы, Иисус встал и – глядя сверху вниз на двенадцать, сидящих перед Ним полукругом, – с поразившей их значительностью обвёл их рукой и спросил: «А что скажете вы – кто Я такой?»

Наступило напряжённое молчание. Двенадцать, не отрывая глаз, смотрели на Иисуса, и тут Симон Пётр вскочил на ноги и воскликнул: «Ты – Избавитель, Сын Бога живого!» И одиннадцать сидевших апостолов в едином порыве встали в знак того, что Пётр выразил их общее мнение.

Попросив их снова сесть и оставшись стоять перед ними, Иисус сказал: «Это было раскрыто вам Отцом Моим. Исполнилось ваше время узнать истину обо Мне. Пока же Я требую, чтобы вы никому не говорили об этом. Продолжим путь».

И они отправились в Кесарию Филиппову, куда пришли поздно вечером и остановились в доме ожидавшего их Сельса. В ту ночь апостолы почти не сомкнули глаз. Им казалось, что они чувствуют наступление великого события в их жизни и в труде на благо Царства.

37.5. О ЦАРСТВЕ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

В среду, когда день был уже в разгаре, апостолы собрались в саду у Сельса на полуденную трапезу. Большую часть ночи и всё утро Симон Пётр и Симон Зелот горячо убеждали своих собратьев, пытаясь привести всех апостолов к беззаветному принятию Иисуса не только как Мессии – Помазанника Божьего, но и как божественного Сына живого Бога. Два Симона практически полностью сходились в своей оценке Иисуса, и они усердно трудились над тем, чтобы их собратья целиком приняли их точку зрения. Хотя Андрей продолжал осуществлять общее руководство корпусом апостолов, его брат Симон Пётр, со всеобщего согласия, всё больше становился выразителем их взглядов.

Все они сидели в саду, когда, около полудня, появился Иисус. На их лицах было написано выражение возвышенной торжественности, и когда Иисус подошёл, все встали. Иисус снял напряжение дружеской, братской улыбкой, столь характерной для Него, когда Его последователи слишком серьёзно воспринимали себя или какое-нибудь происходящее с ними событие. Жестом Он велел им сесть. Впредь двенадцать никогда не приветствовали своего Учителя вставанием. Они видели, что Он не одобряет такого внешнего проявления уважения.

Когда они завершили трапезу и приступили к обсуждению планов предстоящего путешествия по Десятиградью, Иисус внезапно обвёл их взглядом и сказал: «Теперь, когда прошёл полный день с тех пор, как вы согласились с утверждением Симона Петра о личности Сына Человеческого, Я хотел бы спросить вас: остаётесь ли вы при своём мнении?»

Услышав это, двенадцать поднялись, и Симон Пётр, сделав несколько шагов к Учителю, сказал: «Да, Учитель, остаёмся. Мы верим, что Ты – это Сын Бога живого». И Пётр сел вместе со своими собратьями.

Продолжая стоять, Иисус сказал двенадцати: «Вы – Мои избранные апостолы, но Я знаю, что в этом мире вы не смогли бы прийти к этой вере с помощью одного только человеческого знания. Это – откровение духа Отца Моего, обращённое к тайникам вашей души. И так как вы делаете это признание благодаря тому, что раскрыто вам духом Отца Моего, Я должен сказать вам, что на этом фундаменте Я построю братство Царства Небесного. На этой скале духовной правды Я построю живой храм духовного братства в вечных мирах Царства Отца Моего. Никаким силам зла и греха не одолеть это человеческое братство божественного духа. И хотя Дух Отца Моего будет извечным божественным Наставником и Воспитателем всех, кто скрепляет себя узами этого духовного братства, вам и вашим последователям Я передаю ключи от внешнего царства, власть над вещами бренными – земным управлением и хозяйством этого объединения мужчин и женщин в братстве».

И вновь Иисус велел им до поры никому не говорить о том, что Он является Сыном Божьим.

После этих слов Иисус велел, чтобы двенадцать отправились в горы и пробыли там без Него до вечерней трапезы в поисках мудрости, силы и духовного водительства. И они сделали так, как сказал Учитель.

37.6. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Иисус и апостолы остались ещё на один день в доме Сельса в ожидании гонцов Давида, которые должны были доставить деньги. После падения популярности Иисуса произошло резкое сокращение доходов. Когда они достигли Кесарии Филипповой, казна была пуста. Матфей не хотел расставаться с Иисусом и своими братьями в такое время, и у него не было собственных наличных средств, которые он мог бы передать Иуде, как он не раз делал в прошлом. Тем не менее, Давид Зеведеев, предвидя возможное сокращение поступлений, распорядился, чтобы его гонцы, проходя через Иудею, Самарию и Галилею, действовали в качестве сборщиков денег в пользу изгнанных апостолов и их Учителя. Поэтому к вечеру того же дня из Вифсаиды прибыли гонцы, и доставленных ими денег апостолам хватило до их возвращения и начала путешествия по городам Десятиградья. К тому времени Матфей рассчитывал получить деньги от продажи своей последней собственности в Капернауме, договорившись, что эти средства будут анонимно переданы Иуде.

Ни у Петра, ни у других апостолов не было достоверного представления о божественности Иисуса. Они плохо понимали, что в земной жизни Учителя начиналась новая эпоха, – время, когда Учитель-целитель превращался в переосмысленного Мессию, Сына Божьего. С этого времени в проповеди Иисуса зазвучала новая тема. Впредь единственным идеалом Его жизни стало раскрытие Отца, а единственной задачей Его Учения – продемонстрировать Своей вселенной персонификацию этой высшей мудрости, которую можно понять, только прожив её.

Иисус вступил теперь в четвёртый, последний этап Своей человеческой жизни во плоти.

Первым этапом было детство – годы, когда Он лишь смутно осознавал Своё происхождение, сущность и Своё предназначение как человеческого существа.

Вторым этапом были годы всё большего самосознания – юность и постепенное возмужание, – в течение которых Он стал всё больше отдавать Себе отчёт в Своей божественной сущности и человеческой миссии. Второй этап завершился переживаниями и откровениями, связанными с Его Крещением.

Третий этап земного опыта Иисуса начался после Крещения и продолжался в годы Его служения в качестве Учителя и Целителя, завершившись историческим признанием Петра в Кесарии Филипповой. Этот третий период Его земной жизни охватил время, в течение которого Его апостолы и ближайшие последователи знали Его как Сына Человеческого и считали Его Помазанником Божьим.

Четвёртый и заключительный период Его земного пути начался здесь, в Кесарии Филипповой, и завершился распятием. Этот этап Его служения характеризовался признанием Иисусом Своей божественности и охватил труд последнего года, прожитого Им во плоти. В течение этого четвёртого периода Он стал известен апостолам как Сын Божий, хотя большинство Его последователей продолжали считать Его Помазанником Божьим. Признание Петра ознаменовало начало нового периода – периода более полного понимания истины о Его высшем служении как посвященческого Сына на Земле и для всей вселенной, а также хотя бы смутного осознания этого факта Его избранными апостолами.

В тот день, когда Иисус беседовал с апостолами в саду, они узнали много нового. И некоторые из этих высказываний звучали странно даже для них.

Иисус в частности сказал: «Отныне, если какой-либо человек пожелает вступить в наше братство, пусть примет на себя обязательства сыновства и следует за Мной. И когда Меня уже не будет с вами, не думайте, что мир будет обходиться с вами лучше, чем с вашим Учителем. Если вы любите Меня, будьте готовы подтвердить свою любовь готовностью принести высшую жертву…

И хорошо запомните слова Мои: Я пришёл призвать не праведников, а грешников. Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и посвятить жизнь Свою как дар для всех. Я говорю вам, что Я пришёл, чтобы найти и спасти заблудших…

Ныне никто в этом мире не видит Отца, кроме Сына, Который пришёл от Отца. Но если Сын вознесётся, Он призовёт всех людей к Себе, и всякий, кто поверит в эту истину об объединённой сути Сына, будет наделён жизнью, которая не имеет конца…

Пока ещё мы не можем открыто провозгласить, что Сын Человеческий есть Сын Божий, но это было раскрыто вам. Поэтому Я смело говорю вам об этих тайнах. Хотя Я стою перед вами в этом телесном облике, Я пришёл от Бога-Отца. Ещё до того, как был Авраам, Я был и есть. Я действительно пришёл в этот мир от Отца таким, каким вы Меня знаете, и Я говорю вам, что вскоре Я должен буду покинуть этот мир и вернуться к делу Отца Моего…

Может ли теперь ваша вера постичь истину этих речей, несмотря на Моё предупреждение о том, что Сын Человеческий не станет тем Помазанником, которого ждали отцы ваши? Царство Моё не в этом мире. Можете ли вы поверить в истину обо Мне, несмотря на то что хотя у лис есть норы и у птиц есть гнёзда, Мне негде приклонить голову?...

И тем не менее, Я говорю вам, что Отец и Я – едины. Кто видел Меня, видел и Отца. Во всём этом Отец Мой действует вместе со Мной, и Он никогда не оставит Меня одного в деле Моём, так же как Я никогда не покину вас, кому вскоре предстоит отправиться возвещать эту Радостную Весть по всему миру.

Теперь же Я привёл вас сюда, чтобы вы немного побыли здесь со Мной и друг с другом. И чтобы вы смогли понять славу, постичь величие той жизни, к которой Я призываю вас. Эта жизнь – подвиг веры, подвиг установления Царства Отца Моего в сердцах людей и создания Моего живого братства, объединяющего Меня с душами всех, кто верит в эту Радостную Весть».

Апостолы слушали эти смелые и поразительные заявления молча. Они были ошеломлены. И они разошлись небольшими группами, чтобы обсудить и обдумать слова Учителя. Они признали в Нём Сына Божьего, но полностью не понимали, что означает то, к чему Он их привёл.

37.7. БЕСЕДЫ АНДРЕЯ

В тот вечер Андрей решил устроить откровенный разговор наедине с каждым из своих собратьев, и он провёл полезные и ободряющие беседы со всеми своими друзьями, за исключением Иуды Искариота. У Андрея не было таких же доверительных отношений с Иудой, как с другими апостолами, и поэтому ему не казалось странным, что Иуда никогда не открывался главе апостольского корпуса. Однако на этот раз отчуждённость Иуды настолько встревожила Андрея, что поздней ночью, когда все апостолы уже крепко спали, он пришёл к Иисусу и изложил Ему причины своего беспокойства.

Иисус сказал: «Ты правильно сделал, Андрей, придя ко Мне с этим вопросом, но мы не можем сделать ничего сверх того, что уже сделано. Нам остаётся только продолжать оказывать высшее доверие этому апостолу. И ничего не говори его собратьям об этом разговоре со Мной».

Это было всё, чего Андрей смог добиться от Иисуса. Между иудеянином и его галилейскими собратьями всегда существовала некоторая отчуждённость. Иуда был потрясён смертью Иоанна Крестителя, несколько раз был глубоко обижен порицаниями Учителя, был разочарован, когда Иисус отказался стать царём, унижен, когда Тот бежал от фарисеев, огорчён, когда Иисус отказался принять вызов фарисеев, требовавших знамения, озадачен отказом его Учителя прибегнуть к демонстрации силы и теперь, в последнее время, подавлен и порой угнетён опустевшей казной. И кроме того, Иуде не хватало того воодушевления, которое давала ему толпа…

Иисус хотел подняться со Своими апостолами на гору Хермон, где Он решил открыть четвёртый этап Своего земного служения в качестве Сына Божьего. Часть апостолов присутствовала при Его Крещении в Иордане и стала свидетелем начала Его пути как Сына Человеческого, и Он хотел, чтобы некоторые из них были вместе с Ним и на этот раз, чтобы услышать, что Он полномочен принять на Себя новую публичную роль Сына Божьего.

Соответственно, в пятницу, 12 августа, Иисус сказал двенадцати: «Возьмите запас еды и приготовьтесь к восхождению на ту гору, куда велит Мне прибыть Дух Мой. Там Я буду наделён всем необходимым для завершения труда Моего на Земле. И Я хотел бы взять с собой Моих собратьев, дабы и они смогли укрепиться перед тяжкими временами, которые им придётся разделить вместе со Мной».


Поиск по тексту
« Глава 36     Оглавление     Глава 38 »

 


ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru


Главная страница